Воздушный паровоз Ил-18П
В конце 50-х годов прошлого века Советский Союз вёл секретные разработки сверхэкономичного самолёта многоцелевого назначения. Перед конструкторами стояла задача — сделать самолёт, который мог бы летать на любом топливе, дозаправляться в любых условиях, с дальностью полёта не менее 10 000 километров и возможностью посадки на очень короткие полосы, а также на воду и на болота.
Первое условие — всеядность при одновременном соблюдение принципа идеологической разборчивости— и продиктовало гениальным советским конструкторам идею применения парогенераторной силовой установки.
За основу будущего паролёта был взят планер суперсовременного (лучшего в мире!) на тот момент самолета Ил-18. Самолёт Ил-18П был создан на базе серийного самолёта Ил-18 в 1965 году. В отличие от прототипа, на самолёте отказались от использования турбовинтовых двигателей АИ-20. В качестве силовой установки использовалась разработанная в НИИ Газодинамики им. Стечкина уникальная по своим характеристикам паротурбинная установка, с прямоточным нагревом пара.
При создании самолёта было применено множество уникальных технических решений, многие из которых на десятилетия опередили свой век. Многие из этих решений прямо вытекали из революционной паротурбинной технологии. Так, например, была разработана система форсажа, когда при взлёте и посадке пар из котла выходил через специальное сопло и создавал мощную реактивную тягу. Это позволило сократить длину разбега с 1000 до 120 метров, а длину пробега — с 800 до 60 метров.
Нагретый в паронагревателях пар, разгоняясь в соплах расширительного аппарата, вращал паровую турбину, от вала которой приводился в движение генератор переменного тока. Воздушные винты самолёта приводились в движение от четырех электродвигателей с питанием от генератора.
Самолет проектировался в расчете на ядерное топливо. Но сроки изготовления реактора все время сдвигались, и было решено использовать в качестве нагревателя установки не ядерный, а обычный котел на угле. Проводились опыты также с другими видами топлива -древесиной и торфом. Наилучшие энергетические показатели установки достигались на смеси кокса и просушенных опилок. Самолёт на испытаниях показал летно-технические характеристики превосходящие характеристики прототипа на 40-60 процентов. Так скорость равнялась 1020 км/ч, и была близка к предельной для винтового самолёта. Дальность увеличилась в 1,5 раза.
В 1967 самолет был принят на вооружение ВВС, было принято решение о запуске его в серийное производство, в том числе и для нужд Аэрофлота. Но все изменила произошедшая утром 1 января 1968 года в Жуковском катастрофа второго опытного самолёта в результате которой погиб весь экипаж и несколько сотрудников НИИ Газодинамики. Причиной послужил взрыв котла на взлёте. Обломки самолета и обваренные тела пассажиров были разбросаны в радиусе 10-ти километров, что сильно затрудняло расследование причин катастрофы. И хотя в ходе расследования была доказана вина экипажа - оператор подачи кокса в котел не пришел окончательно в себя после бурной новогодней ночи (в его крови был обнаружен алкоголь), и допустил катастрофическое поднятие температуры в котле, решено было отложить серийное производство до окончания испытаний ядерного реактора нагревателя. Но реактор так и не довели до лётных испытаний из-за технических проблем с его охлаждением. В 80-е годы пытались вернуться к теме ядерного самолёта, но Чернобыль поставил жирную точку на этом проекте.
ТТХ:
Год принятия на вооружение |
- 1967 |
В кабине пилотов. Имеются органы управления и приборы не характерные для самолётов других типов. Датчики давления пара в четырех прямоточных паронагревателях паротурбинной установки, тумблер сброса золы, стоп кран и т.д.
В первую очередь Ил-18П имел вовсе не гражданское, а военное назначение. Тогда все готовились к ядерной войне, обмен ядерными ударами ставил обеспечение авиации нефтепродуктами под большой вопрос. Ил-18П был всетопливным бомбардировщиком и самолетом ПЛО, кроме того, его возможность работать как универсальная комбинированная ТЭЦ/ВЭС на внешнюю нагрузку обеспечивала быстрейшее разворачивание энергоемкого оборудования (радары) на захваченных плацдармах, облегчало восстановление народного хозяйства непосредственно после войны. Ещё одной причиной, побудившей правительство СССР принять решение на разработку и постройку такого воздушного судна, стала проблема обеспечения дальних экспедиций продовольствием.
В частности печеньем. Появление литера "П" в индексе, обязано именно печенью. Мало кому известно, но изначально в самолёт носил название Ил-18МП (молоко и печенье) Но молоко в процессе доставки либо скисало, либо замерзало, либо выпивалось котами входящими в состав экипажа. В тот период экипажи ВС в обязательном порядке, комплектовались котами для уничтожения грызунов, которые привлекаемые печеньем, грызли проводку. Чтобы избежать конфуза, "М" убрали из индекса. Но остатки молока слить забыли и, по этой причине паролёт ещё некоторое время летал с простоквашей на борту. Позже, когда это всё обнаружилось и простоквашу решили слить, не нашлось подходящего ведра (ведро из бортового имущества оказалось без дужки) По свидетельству одного из очевидцев, на борту паролёта по сей день находится несколько сот килограммов дурнопахнущей, створоженной массы …
Впоследствии все возможности уникального летательного аппарата нашли применение и в народном хозяйстве. Например, топка паролёта была прекрасным передвижным крематорием. Только по официальным данным в период с 1960 по 2014 год в печах паролёта своё последнее пристанище нашли немалое количество органических останков, а по неофициальным данным - ещё больше! Очередь на кремацию расписана до 2492 года, вплоть до 1000-летия открытия Америки. На борту паролёта были кремированы тело профессора Доуэля, доктор-бард С. Т. Р. Опилло, обладатель бурундучьего голоса М. А. Мразь. Доподлинно неизвестно где базируется паролёт, так же неизвестно, где он летает. По данным объективного контороля радаров F-ORBI1, T-LLSD4, F-GOOY1 паролёт появляется в ночь на Хэллоуин, причём на всех одновременно, примерно 6:01 UTC. Так же его пролёты зафиксированы над "Синими ларьками" их завсегдатаями.
Разработчики думали не только о авиаперевозках, но, предвидя техногенные катаклизмы в северных регионах страны, оснастили серийные авиалайнеры системой подачи пара из установки самолета наружным потребителям. Эту возможность предполагалось использовать при авариях на ТЭЦ в северных городах и поселках: при невозможности быстро восстановить оборудование в населённый пункт посылался ИЛ-18П (благодаря уникальным летным качествам — дальность и неприхотливость к длине и покрытию ВПП — посадка могла быть осуществлена на любой поляне длиной от 120 метров), подключался к местной теплоцентрали и снабжал теплом жителей. Проблем с топливом не было, так как топить можно было любым подручным и подножным материалом — соляркой, углем, торфом, кизяками, трупами павших животных и умерших заключенных, недостатка в которых северные территории страны никогда не испытывали.
Паролёт Ил-18П — единственное воздушное судно, на борту которого обязательно курение. Это положение зафиксировано актом Эхолотова-Труббентропа. На его борту 8 отхожих мест, блевальное помещение на 14 человек.
При испытаниях опытного образца в северном поселке Улдэн-Балдэн местные жители прозвали самолёт, отапливавший их строение всю зиму, «Огонь-птица», а прохладительные напитки, которые раздавали всем желающим две прибывшие с экипажем стюардессы — «Огонь-вода». Стюардессы, кстати, были прозваны «Огонь-баба». Через три года, этот же борт с этим же экипажем, сел на вынужденную, на дрейфующую льдину в районе мыса Синий Нос. Но как предполагает МАК, это была не вынужденная, а предумышленная посадка, так как на борту имелись немалые запасы прохладительных напитков, а штат бортпроводниц был расширен до 78. Поиски паролёта и экипажа вели ПСС всей авиации базирущейся севернее 80 градусов с. ш. и безуспешно продолжались около 2 лет.
Столь долгий срок обусловливается тем, что проверяющий — засл. лётчик Е. Б. Ушатаев, зимоваший с экипажем в посёлке Улдэн-Балдэн — забыл на борту свою расчёску. Но через три года после таинственного исчезновения, паролёт Ил-18П был обнаружен радаром T-ENTC1. Исчезнувший борт проходил траверз Лонгйир на эшелоне 260 и курсом 160 градусов. Диспетчер, который вёл борт свидетельствует, что вначале в эфире зазвучали напевы, из которых он разобрал только "Эх", "мороз", "коня", "жена" и "эх красавица" причём исполнение было хоровое и, уже спустя пару минут появилась отметка от борта. Его слова подтверждают диспетчер круга, диспетчер старта и руководитель полётов. В чём они принесли клятву перед бутылкой с эстрагоновым уксусом. Через некоторое время отметка исчезла, но напев звучал в эфире ещё около трёх недель.
В СМИ разразился скандал. Мировые таблоиды пестрели передовицами: «Найден исчезнувший паролёт и экипаж», «Загадка расчёски проверяющего раскрыта!» и т. д. Но уже через 9 месяцев КВС Ил-18П в радиоэфире дал свою оценку происходящему. Но из-за помех в радиосвязи удалось разобрать фразу «Я счастливый отец», а также женский смех. Станции, ведущие слежение за источниками радиоволн искусственного происхождения, единогласно заявили, что передатчик, с которого КВС вёл интервью, находится на орбите Луны
Посмеялись. А теперь подумаем. Был ли такой самолёт или это всё шутки из интерента?