Микробы избавят от червей и глистов
Маленького пожирателя нематод поймали в гнилой фиге. Круглые черви умеют паразитировать на самых разных живых существах, в том числе на растениях, животных и людях. С ними пытаются бороться с помощью лекарств, грибов-ловушек и специфичных бактерий. Ученые из Англии и Франции нашли практически универсального убийцу: бактерия Chryseobacterium nematophagum расправляется как со свободноживущими, так и с паразитическими нематодами. Она прогрызает их глотку изнутри, выходит в полость тела и переваривает остальные органы.
Круглые черви, или нематоды, вездесущи: среди них есть и водные, и почвенные свободноживущие виды, и множество паразитов. У человека они могут вызывать десятки заболеваний, в том числе анкилостомоз — воспаление стенки кишечника, которым страдают сотни миллионов человек по всему миру. Кроме того, нематоды создают проблемы и в сельском хозяйстве, паразитируя на культурных растениях и домашнем скоте.
Классический способ бороться с круглыми червями — противогельминтные препараты. Однако многие паразиты, среди которых анкилостома, за годы войны с человечеством выработали к этим средствам резистентность. В нескольких случаях она развилась спустя всего пять лет после внедрения лекарства в практику — скорость, достойная многих антибиотикорезистентных бактерий. Кроме лекарств, можно противостоять нематодам с помощью грибов, которые, разрастаясь, образуют ловушки и захватывают личинки паразитов. Также в качестве оружия можно использовать бактерий, но все известные до сих пор штаммы были крайне специфичны и уничтожали только один вид нематод.
Теперь французским и британским ученым удалось найти бактерию-универсала. Они собирали круглых червей в почве, компосте, трупах животных и тухлых фруктах, а затем искали в них паразитических микробов. В гнилой индийской фиге и тухлом французском яблоке они обнаружили одну и ту же бактерию — Chryseobacterium nematophagum, которая оказалась самым эффективным убийцей нематод.
Методы охоты новой бактерии заставили бы вздрогнуть даже опытного маньяка. В отличие от других бактерий-паразитов, при виде которых нематоды обращаются в бегство, Chryseobacterium привлекает их, так что все черви так или иначе ее проглатывают. Попав в глотку нематоды, бактерия выделяет хитиназу и коллагеназу — ферменты, расщепляющие прочную стенку пищеварительного тракта.
Сквозь образовавшуюся дыру микробы попадают в полость тела нематоды, где, используя те же ферменты, начинают переваривать внутренние органы хозяина.
В конечном счете от червя остается только оболочка, заполненная копошащимися бактериями. Весь процесс убийства занимает около трех часов.
Подобным образом Chryseobacterium справилась не только со свободноживущей C. elegans, но также с паразитами самых разных животных, от домашнего скота до опоссумов. Жертвой пала также и анкилостома, правда, еще не человеческая, а собачья. Авторы исследования надеются, что их открытие позволит создать новый универсальный антигельминтный препарат — если не из живых бактерий, то хотя бы из их ферментов, переваривающих круглых червей заживо.
А что пишут в наших учебниках по этому поводу?.
Многообразие паразитических червей и борьба с ними
Плоские и круглые черви - паразиты человека и животных. Кроме печеночного сосальщика, бычьего цепня и человеческой аскариды, существует около 10000 видов других плоских и круглых паразитических червей. Паразитические черви поселяются в организме диких и домашних животных, а некоторые и в организме человека, живут внутри организма хозяина, питаются за его счет, повреждают его органы и вызывают отравления.
Из класса сосальщиков очень опасна кошачья двуустка, встречающаяся в печени кошек, собак, некоторых других животных и человека. Заражение происходит от поедания сырой рыбы. Из класса ленточных червей у человека довольно часто встречается лентец, которым заражаются при употреблении плохо прожаренной пресноводной рыбы или сырой щучьей икры. Свиным цепнем человек заражается, съев непрожаренное или непроваренное свиное мясо с пузырчатыми личинками.
У ленточного червя эхинококка пузырчатая стадия отличается крупными размерами (до величины детской головы), так как в пузыре образуется множество головок. Пузырь эхинококка развивается во внутренних органах рогатого скота, иногда у человека.