История мятежа на корабле под названием Баунти
Главная » Интересные Истории » История «Баунти»


История «Баунти»

Опубликовал Администратор
9-11-2019, 04:00
1 429
0

Помните рекламу "Баунти"? Почему-то все тогда были уверены, что так называется райский остров, на фоне которого показывали иностранную шоколадку. Однако на самом деле это английский военный корабль. Почему же он стал так знаменит, что его имя существует на всемирно известной шоколадке?

События вокруг корабля «Баунти» происходили в тот исторический период, когда Британская империя продолжала открывать и присоединять новые территории в свой состав и прилагала значительные усилия для расширения существующих территорий.

Таким образом Британия пыталась компенсировать потерю в 1783 году американских колоний. Британские владения в Вест-Индии были территориями, экономическое процветание которых считалось необходимым для укрепления влияния Великобритании на Американском континенте.

«Мятежники высаживают из „Баунти“ капитана Блая и часть команды в шлюпку. 28 апреля 1789 года». Картина Роберта Додда.
«Мятежники высаживают из „Баунти“ капитана Блая и часть команды в шлюпку. 28 апреля 1789 года». Картина Роберта Додда.

 

В XVIII веке существовала определённая взаимозависимость между индустриальными центрами на Американском континенте — Филадельфией, Нью-Йорком, которые поставляли муку для питания рабов на Ямайке, Барбадосе и получали оттуда ром и сахар, которые выменивали на товары из Великобритании. С провозглашением независимости США эта экономическая взаимосвязь рухнула, что поставило в затруднительное положение владельцев сахарных плантаций, которые были вынуждены тратить дополнительные средства для обеспечения пищей рабов.

По мнению влиятельных плантаторов, которое также разделяло правительство Великобритании, введение недавно открытого хлебного дерева в вест-индийских территориях должно положительно отразиться на экономике этих колоний, снизить стоимость производства сахара и таким образом позволить Великобритании опередить своих основных конкурентов в регионе — Францию, Испанию и Голландию. Ещё со времени первых исследователей тихоокеанских островов и особенно после путешествия Джеймса Кука были известны полезные свойства хлебного дерева, его способность поставлять дешёвую и питательную пищу

Впервые идеи внедрения хлебного дерева в Вест-Индии появились ещё в 1772 году, когда тогдашний плантатор, а позже губернатор Сент-Винсента Валентайн Моррис обратился с предложением к британскому правительству направить экспедицию в Тихий океан с целью доставить деревья с островов Океании до вест-индийских колоний.

 

Позже, в 1775 году, эти предложения поддержал и Вест-Индийский комитет, который даже предложил вознаграждение в размере 100 фунтов стерлингов капитану, который доставил бы хлебное дерево в Америку. Невзирая на это, никаких ощутимых шагов в этом направлении не было сделано вплоть до назначения на должность президента Королевского научного общества Джозефа Бэнкса. Бэнкс был известным натуралистом, путешественником, учёным и меценатом, который сам путешествовал в Океании, пробовал хлебное дерево и разделял мысли относительно его пользы и необходимости внедрения в американских колониях Великобритании.

Помимо прочего, Бэнкс имел и чисто научный интерес к хлебному дереву и стремился приобрести несколько саженцев для своей оранжереи в Лондоне. Пользуясь поддержкой и покровительством короля Георга ІІІ Бенкс начал активно лоббировать этот проект, и уже в феврале 1778 года премьер-министр Уильям Питт заявил об организации британским правительством экспедиции за хлебными деревьями.

Итак, что нам говорит история. Британский военный корабль «Баунти» 3 апреля 1789 года под командованием капитана Блая отплыл от берегов Таити в сторону Карибского архипелага с ценным грузом на борту. Грузом были саженцы хлебного дерева, плодами которого собирались кормить рабов на плантациях сахарного тростника английских колонистов на островах Вест-Индии.

Командир корабля Уильям Блай был опытный офицер, который уже много ходил в Южных морях, Полинезии и хорошо знал Вест-Индию. Однако у него был один минус - скверный характер и неуравновешенность. Лучшим способом общения с командой он считал грубое насилие.

И вот 28 апреля на корабле вспыхнул мятеж, который возглавил первый помощник Флетчер Кристиан. Закономерно то, что именно к этому члену команды капинан Блай проявлял особую неприязнь. Блая захватили прямо в постели, связали по рукам и ногам и вытащили на палубу. Там организовали некое подобие суда во главе с Флетчером.

Офицеры корабля трусливо перешли на сторону команды и по решению команды и суда капитана Блая посадили в шлюпку вместе с парой десятков сторонников и оставили в море близ острова Тофуа. С ними не поступили максимально жестоко и оставили им воду, припасы, оружие. А сами на корабле вернулись на Таити.

Следуя сценарию пиратского фильма среди мятежников произошел раскол. Большинство хотело остаться и жить припеваючи на острове, но Флетчер убеждал их, что через некоторое время придет британский корабль и их всех перевешают.

 

При этом баркаса во главе с капитаном Блаем с минимальным запасом продовольствия и без морских карт совершил беспрецедентный переход в 3618 морских миль и спустя 45 дней достиг острова Тимор, голландской колонии в Ост-Индии. Этого было достаточно и откуда уже можно было без проблем возвратиться в Англию. Стоит заметить, что во время плавания капитан не потерял ни одного человека.

Как и прогнозировал Флетчер оставшихся на Таити мятежников в 1791 г. схватили и собирались доставить в Англию. Но и тут все пошло не по плану - корабль с плененными мятежниками «Пандора» налетела на подводный риф, погибли 4 мятежника и 35 матросов. Однако в Англию оставшиеся все же добрались. Из десяти бунтовщиков трое были приговорены к смертной казни.

По возвращению в Англию Блай продолжил службу на флоте, и вскоре опять был послан за злополучными саженцами хлебного дерева. На этот раз ему удалось их привезти на Ямайку, где эти деревья быстро прижились и стали плодоносить. Но негры-рабы отказались есть плоды этого дерева. Впрочем, к капитану Блаю этот казус уже не имел отношения.

По возвращении в Англию его ждал холодный приём в Адмиралтействе. В его отсутствие прошло судебное заседание, где бывшие мятежники выдвинули обвинения против капитана и выиграли дело (при отсутствии Блая). Главным свидетельством событий на корабле стал дневник Джеймса Моррисона, который был помилован, но жаждал смыть позор мятежника с имени семьи. Дневник противоречит записям корабельного журнала и написан после событий. Эти записи стали основой романа. В 1797 году Уильям Блай был одним из капитанов кораблей, команды которых взбунтовались в ходе мятежа в Спитхеде и Норе. Несмотря на выполнение некоторых из требований матросов в Спитхеде, другие жизненно важные для матросов вопросы не были решены. Блай снова оказался одним из капитанов, которых коснулся мятеж — на этот раз в Норе. В это время он узнал, что его прозвище на флоте было Тот Ублюдок с Баунти (англ. that Bounty Bastard).

 

В ноябре того же года, в качестве капитана HMS Director принимал участие в сражении при Кампердауне. Блай вел бой с тремя голландскими кораблями: Haarlem, Alkmaar и Vrijheid. В то время как голландцы понесли серьёзные потери, на HMS Director только 7 моряков были ранены. Уильям Блай принимал участие под командованием адмирала Нельсона в битве при Копенгагене 2 апреля 1801 года. Блай командовал HMS Glatton, 56-пушечным линейным кораблём, который был в качестве эксперимента вооружён исключительно карронадами.

После сражения Блая лично поблагодарил Нельсон за его вклад в победу. Он провёл свой корабль благополучно между банками, в то время как три других корабля сели на мель. Когда Нельсон сделал вид, что не заметил сигнал 43 от Адмирала Паркера (прекратить бой) и поднял сигнал 16 (продолжить сражение), Блай был единственным капитаном, который мог видеть конфликт двух сигналов. Он выполнил приказ Нельсона, и в результате все корабли позади него продолжали стрельбу.

Блаю предложили назначение на пост губернатора Нового Южного Уэльса в марте 1805 года, назначив жалование в 2000 фунтов стерлингов в год, вдвое больше, чем у прежнего губернатора Филипа Гидли Кинга. Он прибыл в Сидней в августе 1806 года, став четвёртым по счёту губернатором Нового Южного Уэльса. Там он пережил ещё один мятеж (Ромовый бунт), когда 26 января 1808 года, Корпус Нового Южного Уэльса под командованием майора Джорджа Джонстона арестовал его. Он был отправлен в Хобарт на корабле Porpoise, не имея поддержки, чтобы получить обратно контроль над колонией и оставался фактически заключенным в тюрьме до января 1810 года.

Из Хобарта в Сидней Блай вернулся 17 января 1810 года, чтобы формально передать пост следующему губернатору, и доставить майора Джорджа Джонстона в Великобританию для суда. На корабле Porpoise он вышел из Сиднея 12 мая 1810 года и прибыл в Англию 25 октября 1810 года. Трибунал уволил Джонстона из Морского Корпуса и британских вооруженных сил. Впоследствии Блаю было присвоено звание Контр-адмирала, а 3 года спустя, в 1814 году, он получил новое повышение и стал Вице-адмиралом.

 

Блай умер на Бонд-стрит в Лондоне 6 декабря 1817 года и был похоронен на семейном участке у церкви Святой Марии в Лэмбете. Эта церковь — теперь Музей Истории Садоводства. На его могиле изображён плод хлебного дерева. Мемориальная доска установлена на доме Блая, в одном квартале на восток от Музея.

Но подождите, что же случилось с «Баунти» и главарем мятежников Флетчером?

Оказывается Кристиан собрал команду из восьми единомышленников, обманным путем заманил на «Баунти» шестерых таитян и одиннадцать таитянок и уплыл искать новую родину. В январе 1790 года на затерянный в безбрежных просторах Тихого океана необитаемый остров высадилось девять мятежников, двенадцать таитянок и шесть полинезийцев с Таити.

Это был очень далекий остров практически на краю земли - Южная часть Тихого Океана. Тут не проходили торговые пути и не было местных жителей. Это и сейчас один из самых безлюдных и далеких от цивилизации регионов планеты, неслучайно именно сюда сбрасываются отработавшие свое космические станции.

Выгрузив все что могли с корабля моряки его сожгли - так была основана колония Питкерн. Это было сделано видимо для того, чтобы не было соблазна у кого-то уплыть с острова.

Два года в колонии была идиллия. Все были довольны жизнью. Даров природы хватало на всех. Построили жилища и наслаждались прекрасным островом.

Однако был один «ресурс», запасы которого на Питкерне были весьма ограничены,— женщины.

Получилось так, что у каждого из моряков была женщина, а на троих полинезийских туземцев приходилась одна женщина. Они стали требовать равноправия. Все это как-то удавалось "заговаривать", но после того, как у одного из моряков умерла таитянская женщина он не придумал ничего лучше, как забрать единственную женщину у этих несчастных трех полинезийцев.

Портрет Уильяма Блая в 1814 году
Портрет Уильяма Блая в 1814 году

 

Стоило ожидать, что туземцы-мужчины обиделись и убили наглеца. Мятежники не стали пытаться задумываться о причинах происходящего и убили мстителя. А оставшиеся таитяне подняли мятеж против самих мятежников. В результате этого круговорота Кристиан и четверо его людей были убиты таитянами. Вот всем может показаться, что тут и "сказочке конец", но нет!

На этом смертоубийства не закончились. Таитянские жены моряков пошли мстить за убитых мужей и перебили восставших таитян. В результате все мужчины-полинезийцы были уничтожены.

Кто же остался на острове? После всех этих "минусований" осталось четверо моряков с несколькими женщинами и детьми.

Все это привело к тому, что на некоторое время наступило затишье. Вроде бы математика восторжествовала. Поселенцы занимались хозяйством, возделывали землю, собирали батат и ямс, выращивали свиней и кур, ловили рыбу, рожали детей. Но двое моряков по какой-то причине (может быть это душевная тоска) пустились во все тяжкие - они научились гнать самогон и регулярно устраивали пьяные дебоши. В конце концов один в алкогольном угаре погиб, а второй предварительно потеряв жену во время несчастного случая озверел и стал требовать себе женщину! Закончилось все тем, что оставшиеся два моряка сговорившись и зарубили смутьяна топором.

И вот случилось невероятное - в 1808 году остров Питкерн обнаружило промысловое судно «Топаз». Высадившись на берег, команда обнаружила на острове людей необычной расы. Оказалось, что это были дети Александра Смита, последнего из бунтовщиков «романтического» корабля.

Остров Питкэрн Британская Империя быстренько приписала в свою колонию, а народец с него переселили на Таити. Однако по какой-то причине питкэрнцы не смогли жить вдали от родины, и в течение двух месяцев 12 человек умерли, а потом 65 из переселенных вернулись на остров Питкэрн.

 

Британские власти на этом не остановились и в 1856 году еще раз переселили жителей. На этот раз был выбран необитаемый остров Норфолк. Но и опять многие из питкэрнцев захотели вернуться на родину. Так наследники «Баунти» разделились на два поселения: Норфолк и Питкэрн.

Сегодня на Питкэрне по-прежнему живут прямые потомки мятежников. Колония является уникальным политико-экономическим и социально-культурным образованием в Тихом Океане. У острова есть свои герб, флаг и гимн, но Питкэрн — не независимое государство, а «заморская территория Соединенного Королевства», последний осколок некогда великой Британской Империи. Островитяне говорят на странном наречии — смеси староанглийского языка и нескольких полинезийских диалектов. Здесь нет телевидения, канализации, водопровода, банкоматов и отелей, зато есть спутниковый телефон, радио и интернет. Главная статья доходов местных жителей — экспорт почтовых марок и продажа доменного имени .pn.

Питкэрн административно подчиняется британскому правительству в Окленде, расположенном приблизительно в 5300 км от острова. В 1936 году на Питкэрне жили до 200 человек, однако с каждым годом количество жителей уменьшается, так как люди уезжают на работу или на учебу в Новую Зеландию и больше не возвращаются. В настоящее время на острове живут 47 человек.

Среди немногих реликвий Питкэрна главной считается«Библия Баунти» самого Флетчера Кристиана, бережно сохраняемая в стеклянном ящике в церкви. Она была украдена (или потеряна — до сих пор неизвестны подробности её исчезновения) в 1839 году, но возвращена острову в 1949 г. Якорь «Баунти», обнаруженный экспедицией Национального Географического общества, красуется на постаменте у стен здания суда, а несколько далее вниз по дороге установлены орудия с «Баунти», поднятые со дна моря.

Среди достопримечательностей острова Вам обязательно покажут якорь с судна «Акадия», потерпевшего крушение на острове Дюси, а на другом берегу Баунти-Бей - могилу Джона Адама, единственную сохранившуюся из могил мятежников. Остров стал британской колонией в 1838 году. В настоящее время Верховный комиссар Великобритании в Новой Зеландии является по совместительству и губернатором Питкэрна. На острове действует местный орган самоуправления — Совет острова, который состоит из мирового судьи, 5 членов, избираемых ежегодно, 3 членов, назначаемых на один год губернатором, и секретаря острова.

 

История мятежников продолжается и по сей день. Осенью 2004 года беспрецедентный скандал вокруг острова Питкэрн выплеснулся на первые полосы многих западных газет: в Адамстауне прошел судебный процесс над несколькими мужчинами острова, обвиненными в многочисленных изнасилованиях и сексуальных домогательствах к малолетним девочкам.

Вспоминая «Баунти» Драматическая история плавания «Баунти» была впоследствии растиражировано писателями, художниками, кинематографистами, в XX веке она стала особенно популярной благодаря фильмам (их было снято четыре, первый — в 1916 г., последний, с Мэлом Гибсоном и Энтони Хопкинсом, в 1984-м, различным путевым очеркам и роману Мерля «Остров».

А уж когда компания «Марс» назвала именем «Баунти» свой шоколадный батончик с кокосом, стало понятно, что всепланетная слава мятежному кораблю досталась, видимо, не зря. Первым значительным писателем, заинтересовавшимся историей «Баунти», был Жюль Верн — его повесть «Мятежники с «Баунти» вышла в 1879 году. Материал о бунте на английском корабле писатель собирал, работая над своей «Историей великих путешествий и великих путешественников».

Самое подробное исследование плавания мятежного корабля сделал участник знаменитой экспедиции Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» Бенгт Даниельссон в книге «На „Баунти“ в южные моря». У разных авторов по-разному получался главный двигатель сюжета капитан Уильям Блай (Жюль Верну, например, он виделся благородной жертвой обстоятельств), по-разному они живописали и эпизоды счастливой стоянки на Таити, и подробности бунта.

Но благодарная публика всегда с неизменным и не гаснущим интересом, разумно эксплуатируемым индустрией развлечений, воспринимала эту далекую историю, до сих пор поражающую воображение не только жестокостью нравов и экзотической составляющей, но и стремлением человека к свободе. Кстати, до сих пор в специализированных изданиях можно найти чертежи сгинувшего корабля, инструкции с описанием сборки моделей. Люди с увлечением играют в эту игру: построй свой собственный «Баунти».

Осенью 2012 года у побережья Америки был шторм. Тропический шторм «Сэнди», который сформировался в западной части Карибского бассейна, начал набирать силу после прохождения Ямайки. Он был переквалифицирован в ураган первой категории опасности по шкале Саффира-Симпсона вечером в среду. После Кубы ураган прошел над Гаити и направился в сторону Багамских островов. В дальнейшем синоптики прогнозируют его путь вдоль восточного побережья США.

Источники:

https://zen.yandex.ru/media/history_in_stories/istoriia-miatejnogo-baunti-5d529e1bf0d4f400acf88882

https://fishki.net/2453406-istorija-mjatezhnogo-baunti-kak-jeto-bylo.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B6_%D0%BD%D0%B0_%C2%AB%D0%91%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B8%C2%BB 

Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

Опрос
Часто вы здесь бываете?

Статистика