Яд кураре, история и факты


Яд кураре

Опубликовал Администратор
8-04-2020, 03:16
5 757
1

Яд кураре – легендарное вещество, которого боялись все без исключения колонизаторы Южной Америки в 16 веке. Другие его названия «ураре» и «воорали» Достаточно было получить малейшую царапину от стрел туземцев, чтобы умереть странной и загадочной смертью. Со временем, тайна кураре, которую скрывали местные жители была раскрыта и теперь данное вещество используется чтобы спасать жизни, а не отбирать их.

На Земле известно около 10 тысяч видов ядовитых растений. Люди с давних времен старались использовать ядовитые свойства этих растений для охоты на крупных животных и для борьбы с другими людьми, в качестве оружия обороны и нападения.

 

Кураре является смесью различных южно-американских растений, которые использовались для ядовитых стрел. Кураре использовался в медицинских целях в сильно растворенной форме. Основой яда является алкалоид, который вызывает паралич и смерть, также как стрихнин и болиголов. Однако после того, как возникает паралич дыхательной системы, сердце может продолжать биться.

Смерть от кураре медленная и мучительная, так как жертва остается в сознании, но не может двигаться и говорить. Однако если применить искусственное дыхание до того, как яд осядет, человека можно спасти. Племена Амазонки использовали кураре для охоты на животных, но отравленное мясо животных не было опасным для тех, кто потреблял его в пищу. Алкалоиды, входящие в кураре, биологически неактивны при попадании в организм через желудочно-кишечный тракт.

 

По словам местных жителей, такое мясо считается деликатесом, так как при приготовлении оно становится мягче и нежнее.

Смерть обычно наступает из-за того, что расслабляются мышцы дыхательной системы. Удушье можно предотвратить только с помощью искусственного дыхания. Его необходимо продолжать, пока почки не выведут большую часть кураре из организма. Секрет столь необычного воздействия яда заключается в том, что поражаются не мышцы и не нервы. Кураре лишь блокирует сигнал от нейронов в момент его передачи на мышечные волокна. Таким образом, приказы головного мозга просто не достигают «адресата».

Индеец обмазывает стрелы ядом
Индеец обмазывает стрелы ядом

 

В 1617 году английский путешественник и писатель Уолтер Рэли отправился в оринокские джунгли, сопровождаемый переводчиком и местными индейцами. Рэли обратил внимание, что подстреленные ими животные умирали от малейших ранений, наносимых стрелами туземцев. Кстати, стрелы, выпущенные из духовой трубки, поражали цель на расстоянии до 100 метров.  Когда он попросил объяснить, в чём же загадка, те ответили, что наконечники пропитаны жидкостью, называемой «кураре», что в дословном переводе означало «жидкость, которая быстро убивает птиц». Рэли решил проверить действие яда на себе, сделав небольшой надрез и капнув всего две капли. Этого хватило, чтобы он потерял сознание и после долго приходил в себя.

 

В 1745 году французский ученый Шарль Мари де ла Кондамен (Charles Marie De la Condamin), возглавлявший научную экспедицию в Перу, не только привез во Французскую Академию наук образцы этого ужасного яда, но и технологию его изготовления, почерпнутую (а вернее, украденую) им у индейцев.

В 1830 году благодаря немецкому ботанику Роберту Шомбургу во время путешествия в Гвиану удалось открыть тайну яда кураре. Индеец проводник показал ему растение, из которого делают кураре. Этим растением оказалась лиана, Шомбург узнал в ней растение под названием "СТРИХНОС", индейское название этого растения "урари". Но к сожалению, увидеть, как готовят кураре ему, так и не удалось. Только спустя 10 лет приготовление кураре удалось его брату. Он получается при помощи выпаривания водных экстрактов из определённых тропических растений. На весь процесс приготовления кураре уходит около суток.

Ричард Эванс Шултс
Ричард Эванс Шултс

 

В котел с кипящей водой кладут кору урари. Каждые полчаса добавляют еще какие-то вещества, которые, по мнению наблюдателя, имеют лишь магическое значение. Когда вода в котле немного загустеет, ее фильтруют, выливают в неглубокий горшок и ставят на солнце для дальнейшего выпаривания. После этого добавляют сок корней дерева «мураму», придающий вареву вязкость патоки. На весь процесс приготовления кураре уходит около суток.

 

Классический способ приготовления яда кураре предусматривает экстрагирование на медленном огне измельченных листьев, стеблей и корней Chondrodendron tomentosum, иногда с добавлением крови ядовитых животных и пресмыкающихся (например, ядовитых лягушек). Кипящую массу постоянно перемешивали, доводя ее до загустения. Более легкий яд, необходимый для охоты на небольших животных, был светлым, а самый сильный представлял из себя темно-коричневую или черную массу липкой или даже почти твердой консистенции, имеющую отчетливый смолистый запах. Этой субстанцией смазывали длинные колючки или специально обработанные палочки, которые для поражения цели, с силой выдували из духовых трубок.

Долгое время наблюдались разногласия и о том, какое именно растение служит сырьем для изготовления кураре. Сами индейцы использовали различные виды растений и их сочетания. Можно сказать, что в каждом племени был свой рецепт яда кураре.

В 1920-х годах итальянский ученый Бове смог создать менее опасную разновидность кураре – вещество галламин. Действие этого яда проще контролировать и им можно пользоваться с меньшим риском для здоровья пациентов. Сейчас галламин – известное средство для лечения болезни Паркинсона. Усилия современных медиков направлены на создание таблеток, оказывающих эффект кураре. Препараты Элатин и Кондельфин принимаются орально для лечения столбняка, гиперкинезов, рассеянного склероза и других заболеваний.

Только в 1938 году американскому ученому Ричарду Гиллу удалось четко идентефицировать в качестве источника кураре растение Chondodendron tomentosum из семейства Menispermaceae.

 

Однако, дальнейшие исследования позволили уточнить, что индейцы использовали кураре двух видов, разделяя их и по симптомам вызываемой ими смерти, по исходному сырью, и по способам хранения приготовленного экстракта.

Сейчас, когда секрет туземцев раскрыт, кураре нередко применяют в медицине, воздействуя на нервную систему пациентов, снимая напряжение и страх.

Многие европейцы и американцы искали что-то подобное яду кураре, дабы улучшить анестетики для хирургических операций. Среди тех, кто искал секрет кураре был знаменитый Ричард Эванс Шултс. Американский ботаник, считаемый отцом современной этноботаники. Шултс занимался исследованиями по использованию традиционных энтеогенов, или галлюциногенных растений, в особенности в Амазонке. Преподавал в Гарвардском университете, является автором ряда популярных книг. Лауреат премии Тайлера (1987), удостоен Golden Plate Award от Academy of Achievement (1988).

Шултс учился в Гарварде с 1934 по 1941. Получил степень бакалавра биологии в 1937 году, степень магистра искусств в области биологии в 1938 году, докторскую степень в области ботаники в 1941 году.

Ещё будучи студентом, занимался исследованиями ритуального использования кактуса пейотль, содержащего мескалин, среди индейцев кайова штата Оклахома, мексиканских галлюциногенных растений.

 

В 1941 году проводил полевые исследования, изучая растения, используемые для приготовления кураре. Он изучил 250 племен и преуспел в племени Кофан, где делали сильные яды в большом разнообразии. Шултс наблюдал, как производили эти яды. Шаманы дали ему формулу. Учёный со своей командой провёл 12 лет в джунглях, в экстремальных условиях, но он многое узнал о ядах и их создании.

До начала 1950-х годов Шултс почти постоянно жил в дождевых лесах Южной Америки. Стремясь узнать, как можно больше о разных видах местных растений, он часто расспрашивал об этом местных индейских шаманов. Шултс утверждал, что шаманы охотно делятся с посторонними людьми знаниями о медицинских свойствах растений, однако ботанические знания индейцев исчезают даже быстрее, чем сами растения.

 

А с 1942 года благодаря канадцам Гаральду Гриффиту и Энид Джонсон было выяснено, что кураре – это яд, который может спасать жизни. Благодаря их исследованиям у медиков появились вещества миорелаксанты. Эта идея не нова.

Шаманы южноамериканских индейцев часто применяли кураре для компрессов и вместо мочегонных средств. Современные ученые используют яд для расслабления мускулатуры, что позволяет проще проводить хирургические операции при повышенном тонусе мышц.

Существует 3 разновидности данного вещества. Они готовились из разных композиций токсинов и использовались для различных целей. Эти подвиды кураре известны, как трубочный, горшочный и тыквенный, что отражает способы хранения. Изготавливать их имели право только шаманы племен. Все остальные туземцы лишь пользовались данным средством для охоты и военных действий.

Тубо-кураре (Трубочный кураре)

Экстракт укладывают в бамбуковые трубки 25 см длиной и используют для смазывания стрел при стрельбе из лука при охоте на мелкого зверя. Главным компонентом служат алкалоиды корня Chondrodendron tomentosum Ruiz et Pav. семейство Menispermaceae. Поскольку кураре, расфасованный в бамбуковых трубках, обладал самым сильным фармакологическим действием, главный алкалоид был назван тубокурарином (он же тубарин). Его гидрохлорид применяется в хирургии для расслабления скелетных мышц. Тубокурарин-хлорид используют также для лечения столбняка и конвульсий при отравлении стрихнином.

 

Пот-кураре (Горшочный кураре)

Экстракт помещается в мелкие глиняные необожженные горшочки и используется при охоте на птицу. Из жилок листа пальмы вырезают мелкие лёгкие стрелы, заострённые кончики которых смазывают ядом; стрелу закладывают в полую бамбуковую трубку, служащую «ружьем», и стрелу выдувают, направляя на птицу, которая, будучи задета бесшумной стрелой, падает камнем. Для этой цели используют кору Strychnos castelniaeana Wedd. и, вероятно, виды Chondrodendron.

Калабаш-кураре (Тыквенный кураре)

Хранят в плодах мелкой посудной тыквы. Этот экстракт наиболее ядовит и применяется для стрел и наконечников копий при охоте на крупного зверя и при военных операциях. Важнейшей составной частью экстракта являются алкалоиды коры сильно ядовитого растения Strychnos toxifera.

Действие яда

Яд блокирует ацетилхолиновые никотиновые рецепторы поперечно-полосатых мышц, а следовательно и мышц, отвечающих за дыхание, и смерть наступает от удушья при почти ненарушенном сознании. При весьма малых дозах есть возможность возвратить к жизни поддержанием искусственного дыхания (яд выводится почками). Для отравления достаточно царапины в коже. Применяется в физиологической практике для обездвиживания экспериментальных животных. Действующее начало яда, d-тубокурарин, достаточно широко применялось в хирургии и травматологии как миорелаксант.

Противоядие

Любые ингибиторы холинэстеразы, например, неостигмин и физостигмин.


 




Этторе Биокка. Яноама. Перевод с итальянского Л.А. Вершинина. М., «Мысль», 1972, с. 48-51.:

 

Несколько дней спустя Рохариве решил приготовить кураре. Он собрал всех и заговорил громко, как священники, когда они читают проповедь прихожанам: «Я приготовлю мамокори. (Мамокори означает «кураре» на языке индейцев яноама. — Прим. авт.) У кого его нет, пусть поможет мне, а у кого есть, пусть выйдет на тропу, чтобы охранять нас от врагов. И пусть каждый запомнит: сегодня ночью никто не должен спать с женщиной. Потом я испробую мамокори на обезьяне. Если обезьяна не умрет, значит, кто-то из вас ночью был с женщиной. Тогда в следующий раз я прогоню всех и сам приготовлю яд».

Впоследствии я не раз видела, как яноама готовят кураре. Сначала они разыскивают в горах большие лианы, которые не растут в долинах. Лианы эти, как и сам яд, называются мамо­кори. Когда индейцы, охотясь, встречают эти лианы, они оставляют на них метки, чтобы потом легче было их найти и сре­зать. Затем начинают спешно строить хижины, потому что обычно дух — хозяин яда в гневе насылает на индейцев дождь. После этого на больших листьях хорошенько растирают срезанные лианы. Индейцы очень боятся, как бы дождь не замочил эти листья, тогда яд будет слабым, нестойким. Теперь остается ссыпать растертые лианы в большие пакеты из листьев, уложить их в корзины и вернуться в шапуно. Тем временем другие мужчины делают из планок пальмы  бакабе — своеобразную решетку и ставят ее высоко над костром. На решетку кладу пакеты с мамокори, чтобы они как следует подсохли. Яноама верят, что, если дети дотронутся до мамокори или сядут на решетку, их начнет рвать и они заболеют.

 

На следующее утро все мужчины, которые готовили кураре, раскрасили углем лицо, тело, ноги. Кураре тоже оружие воина, и потому он должен раскрасить себя черной краской, говорят индейцы. В день приготовления яда воины не едят, а женщины не должны мыться, иначе яд не убьет ни животных, ни людей. Беременные женщины не могут смотреть, как приготовляют яд, потому что младенцы у них в животе помочатся на яд, и тот станет слабым. Индейцы никогда не начинают готовить яд на рассвете — в это время олень еще бродит по лесу и мочится. Олень, понятно, мочится далеко от селения, но, по убеждению индейцев, он мочится прямо на яд. Примерно в шесть утра Рохариве и другие индейцы отправились в лес, чтобы собрать кору растения ашукамакей, которое делает яд более сильным, у этого растения тонкие, длинные листья.

Вернувшись в селение, все стали приготовлять яд. Рохариве послал двух мальчишек на реку за водой. Он их предупредил, что они не должны заходить в воду, а доставать ее нужно, стоя на рухнувших деревьях. Если они замочат ноги, он пошлет других ребят. Потом Рохариве разложил на земле широкие листья и высыпал на них один или два килограмма растертого в порошок мамокори. Затем поднес к листьям две головешки и стал дуть на них, чтобы огонь разгорелся сильнее. Когда листья и сам порошок почернели, Рохариве погасил огонь. Потом смешал мамокори с завернутым в листья и растертым в порошок растением ашукамакей, тоже хорошенько подогре­тым на огне. Вместе с теплом из растертой коры ашукамакей на мамокори вытекала жидкость. После этого Рохариве что есть силы стал растирать руками эту смесь до тех пор, пока она не превратилась в порошок черноватого цвета.

 

Все это время Рохариве взывал к старой мамокори — матери яда. На­конец он сказал: «Теперь яд стал крепким, я чувствую, что мои руки устали и скоро уснут». Затем он ссыпал весь порошок в большие листья, сложил их вместе и спрессовал. Его помощ­ник скрепил вместе три больших листа и сделал из них ворон­ку, которую положил на скрученную лиану, державшуюся на вбитых в землю колышках. Потом прямо под воронкой вырыл яму и поставил в нее куйю. После этого положил в во­ронку обожженную и растертую в порошок смесь мамокори и ашукамакей. А затем стал очень медленно и осторожно лить на смесь горячую воду, которую черпал маленькой куйей из стоящего на огне горшка. Некоторое время спустя в куйю, стоящую в ямке, стали падать капли цвета крепкого кофе. Тем временем Рохариве уже приготовил наконечники стрел из пальмы пупунье (иногда наконечники делают из пальмы пашиуба).

Эти наконечники имеют глубокие надрезы, и, когда стрела ломается, ее куски остаются в теле. Рохариве вставил штук двадцать совершенно одинаковых наконечников в свое­образную твердую ручку, сделанную из свернутых листьев. Затем взял длинную кисть, окунул ее в куйю с бурой жид­костью и провел этой мокрой кистью по наконечникам, подо­гретым на костре, три раза с одной стороны, три раза — с другой. Когда яд стал вязким и начал пузыриться, Рохариве снова провел мокрой кистью по наконечникам стрел, но теперь уже по одному разу с каждой стороны. Он бдительно следил за тем, чтобы жидкость не сгорела, а испарялась медленно, по­степенно. Наконец он пощупал наконечники пальцами, чтобы убедиться, хорошо ли подсох яд. Часа через два снова потрогал наконечники, но яд почему-то стал жидким. Тогда Рохариве набрал в рот краску уруку и поплевал ею на стрелы, чтобы яд схватился покрепче. Затем еще раз провел кистью по рас­каленным наконечникам. Когда индейцы готовят яд, они не прикасаются к воде и потом не моют руки, а вытирают их листьями. Они говорят, что и два дня спустя руки сильно от­дают горечью.

 

«Завтра проверим яд,— сказал наконец Рохариве.— Смо­трите не попадите стрелой в обезьяну уишиа, иначе все стрелы заплесневеют».

У этой обезьяны есть бородка, она пепельного цвета; у сам­цов хвост длинный, а у самок — короткий. Ее, по поверьям ин­дейцев, можно убивать лишь стрелой со старым ядом. Насту­пил вечер, а некоторые воины еще не успели нанести яд на наконечники. Тогда Рохариве сказал: «Соберите вместе остат­ки яда и слейте его в одну куйю, выройте яму и сверху при­кройте листьями. Завтра закончите вашу работу».

На следующий день я увидела, как Рохариве подстрелил отравленной стрелой обезьяну. Вначале обезьяна продолжала прыгать с ветки на ветку, затем села, посмотрела вниз, помо­чилась и закачалась, словно пьяная, потом повисла на хвосте. Тогда Рохариве закричал: «Яд плохой! Я же вам не велел спать с женщинами, теперь весь яд пропал. Если нападут вра­ги, вы не сможете их убить вашими стрелами». Мужчины вер­нулись в шапуно, соскребли кураре с наконечников и приго­товили новый яд.

Несколько дней спустя воины отправились на охоту, убили обезьян и свиней. Мясо вокруг того места, куда вонзилась отравленная стрела, потемнело. Но индейцы, хоть оно и стало очень горьким на вкус, спокойно его съели. Они и детям гово­рили: «Не смотрите, что мясо горькое, съешьте его. Тогда, если в вас попадет отравленная стрела, вы не умрете». Индейцы не моют мясо животных, убитых свежим кураре, иначе, гово­рят они, яд перестанет убивать. А вот мясо животных, убитых старым ядом, они моют всегда.

 

Туземцы Центральной Африки приготовляли яд из растертых семян другого ядовитого растения — вьющегося кустарника строфанта. Этот яд, как и кураре, обладал страшной силой и мгновенно поражал самых сильных животных.

Большая часть ядовитых растений приходится на тропические страны. На Антильских островах и в лесах Америки растет марцинелла, настоящее «дерево смерти». Оно испускает ядовитые летучие вещества, опасные для человека. Достаточно немного постоять около него, как неизбежно наступает тяжелое отравление.

И в нашем умеренном поясе можно встретить немало таких растений, которые представляют для человека опасность. Это могут быть деревья и кустарники, травы и цветы. У одних ядовита кора, у других — листья, у третьих — плоды. Многие растения ядовиты целиком. Среди них наиболее опасны представители семейства пасленовых: беладонна, дурман, белена и семейства зонтичных: вех ядовитый, болиголов крапчатый (пятнистый) и собачья петрушка.

По преданию, великий греческий философ Сократ, приговоренный к смерти, выпил кубок с ядом. Он отравился цикутой, как называют сейчас вех ядовитый.

Страшна сила растительного яда, но человек научился приготовлять из многих коварных растений ценнейшие лекарства. С помощью строфантина сейчас облегчают страдание сердца, кураре помогает при операциях, ядовитый сок сумаха излечивает параличи, ревматизмы и многие другие заболевания.

Strychnos toxifera. Ботаническая иллюстрация из книги Köhler’s Medizinal-Pflanzen, 1887 год
Strychnos toxifera. Ботаническая иллюстрация из книги Köhler’s Medizinal-Pflanzen, 1887 год

К сожалению, кураре и другие яды используют преступники для создания новых видов наркотиков.

Источники:

Комментарии к новости
  1. Вера18 августа 2020 05:22
    В детстве говорила не яд кураре, а "яд курары". Думала что курара это змея, насекомое или животное. Может быть паук, может быть что-то типа варана или скорпиона. А может быть это вообще маленькая птица с острым клювом-жалом. Фантазия рисовала неведомых монстров, ужасно агрессивных и ужасно ядовитых. Только потом, в школе узнала, что яд кураре, это яд растения. И никаких монстров. Вот такие забавные курьёзы и недоразумения иногда бывают в детстве, когда что-то не знаешь или путаешься в значениях слова.
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

Опрос
Часто вы здесь бываете?

Статистика
ТОП Комментарии
Ciao, kindred spirit! I'm stoked for our future adventures. Greetings! I must commend you on the informative and
Andreiservise пишет:
Готовы сотрудничать с Вами по следующим направлениям: предоставлять чеки, счет-фактуры, УПД. Под любые суммы и
Arin пишет:
Hello, My name is Arin Roy. I provide data entry services at USD 9/hour. I can work as per instructions and follow
Hello, dear pal. It brings me immense joy to see you again. Venturing into unexplored lands can stimulate intellectual