Гластонбери

Опубликовал Администратор
12-07-2021, 06:05
223
1

Остров из стекла - такое имя носил Гластонбери в кельтской мифологии в те времена, когда он был почти со всех сторон окружен водой. Остатки соседних прибрежных поселений периода железного века подтверждают, что эта часть графства Сомерсет лежала под водой и до Гластонбери добирались на лодках.

 

Гластонбери (Glastonbury) расположен в 6 милях южнее Уэлса. Сюда легко добраться из Уэлса на автобусах, которые ходят достаточно часто. Гластонбери раскинулся в самом центре региона под странным названием «остров Авалон» (Isle of Avalon), который ассоциируется с многочисленными мистическими легендами и преданиями. В основе лежит легенда, восходящая к временам раннего христианства, согласно которой молодой Иисус Христос посещал эти места. История, которая на самом деле не выглядит столь абсурдно, как может показаться на первый взгляд. Римское присутствие в регионе было достаточно серьёзным.

Они добывали свинец в рудниках на Мендипских холмах, а один из рудников принадлежал Иосифу Аримафейскому – выходцу из города под одноимённым названием, который находился в самом сердце Иудеи. Говорят, что этот богатый купец находился в близком родстве с матерью Иисуса – Марией. Поэтому нельзя полностью исключать возможность того, что он мог взять молодого родственника с собой в одну из его многочисленных инспекционных поездок на объект. Однако документов, подтверждающих эту версию, нет. Поэт Уильям Блейк в своём произведении под названием «Гластонберийский гимн», больше известном под названием «Иерусалим», написал такие строки в пользу данной версии: «А ступали ли эти ноги в древние времена на землю вечнозелёных холмов Англии?».

Другая легенда гласит о том, как посаженный в тюрьму сроком на 12 лет после распятия Христа Иосиф, сумел там выжить при помощи Святого Грааля – чаши, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере и в которую позже его приверженцы собрали кровь распятого на кресте Спасителя. Чашу и копьё, которым было пронзено тело умершего Христа, сохранил и привёз в Гластонбери Иосиф. Здесь он основал монастырь и начал активную компанию по обращению жителей Британии в христианскую веру.

Кельты верили в существование загробной жизни и считали, что их святые и герои после смерти отправляются на идиллический остров Авалон. Поэтому, когда историк XII века Джеффри Монмутский писал свою «Историю королей Британии», ему пришла мысль поместить туда и кельтского героя короля Артура. У Джеффри смертельно раненный Артур был увезен на Авалон, где его сестра фея Моргана пообещала излечить короля, если он навсегда останется с ней.

 

К тому же легенда об Артуре утверждала, что однажды он вернется, и освободит валлийцев от ига английских государей. По сути еще одна история о надежде на возвращение, хорошего человека. Похожие истории про возвращение в будущем есть в почти у всех народов и религий.

Летописец Уильям из Малмсбери, подобно другим ранним толкователям легенды, в 1125 году писал, что могилы Артура «нигде нет, а старинные баллады рассказывают небылицы о его возвращении». В XII веке английские короли неоднократно сталкивались с сопротивлением валлийцев, которые продолжали верить в то, что Артур вернется с Авалона и прогонит угнетателей. Король Генрих II из династии Плантагенетов решил, что было бы разумно отыскать могилу Артура и наглядно доказать валлийцам, что их герой умер, и тем самым раз и навсегда развеять надежды на его возвращение. Генриху сообщили, что Артур, возможно, захоронен в Гластонбери, и он поручил аббату местного монастыря начать поиски могилы.

Монастырь в Гластонбери был основан в 705 году, а в Х веке перешел бенедиктинскому ордену. В 1184 году аббатство сгорело и Генрих II начал его восстанавливать. Но в 1189 году король умер, и вскоре после этого монахи приступили к поискам останков короля Артура, надеясь таким образом выйти из финансовых затруднений и принести монастырю известность и богатство.

Результаты поисков превзошли все ожидания для тех, кто стремился связать легенду с реальностью. Работы проводились без лишней огласки, пока на глубине 2 м наконец-то не было обнаружено то, что монахи искали, - каменная плита и свинцовый крест с надписью на латыни: «Hie jacet sepultus inclitus rex Arturius in insula Avalonia» («Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур»). Еще глубже находилась дубовая колода, выдолбленная в форме гроба, а внутри два скелета - один большой, со следами тяжелого удара на черепе, а второй поменьше, с локоном светлых волос. Разумеется, трудно было не признать в них останки короля Артура и его жены Гиневры.

 

В 1287 году при подавлении восстания валлийцев король Эдуард I приказал извлечь кости Артура и выставить их на всеобщее обозрение как свидетельство безвозвратной кончины легендарного героя. После этого останки были захоронены в гробнице перед главным алтарем монастырской церкви. Там они и оставались вплоть до закрытия монастыря в 1539 году. Конечно, есть искушение предположить, что вся эта история с обнаружением праха Артура была подстроена аббатом, чтобы собрать средства на восстановление монастыря Гластонбери. Однако ряд археологических находок свидетельствует в пользу ее подлинности. В 1934 году на месте главного алтаря были обнаружены остатки второй пустой гробницы, и теперь там стоит мемориальная доска. Вторые раскопки под руководством Рали Рэдфорда в 1962 году обнаружили первоначальную могилу и подтвердили, что некогда там существовало углубление, однако никаких следов останков найдено не было. Расположено это место примерно в 15 м от южного входа в придел церкви Пресвятой Девы. 

Свинцовый крест, обнаруженный монахами на могиле, также вызывает немало сомнений. Существует несколько различных вариантов надписи на кресте, который исчез более 200 лет назад. Согласно первым описаниям, в надписи на кресте упоминался не только Артур, но и Гиневра, однако на изображении креста, приведенном в историческом труде Уильяма Кэмдена «Британия», изданном в 1607 году, ее имя отсутствует.

Одно время считалось, что крест был изготовлен монахами в 1190 году, однако в это трудно поверить. Во-первых, примитивный графический характер надписи указывает на ее более раннее происхождение, а латинский вариант имени Артур («Arturius») в тот период уже вышел из употребления и встречается лишь в одном документе VII века. Так что если это и была подделка, то исключительно тщательно и искусно выполненная. Дальнейшая судьба креста также окружена тайной. Известно, что он хранился в монастыре вплоть до его закрытия, а 200 лет назад им владел один из священнослужителей собора Уэллз. Если крест будет в конце концов обнаружен, это наверняка послужит началом новой серии споров о короле Артуре.

 

Гластонбери всегда был окружен мифами и легендами. В дохристианские времена на скалистой вершине холма Гластонбери совершались языческие ритуалы, а раскопки позволили обнаружить следы христианских построек, существовавших еще до появления монастыря в 705 году. Считается, что первым проповедником Евангелия и основателем древнехристианской церкви в Англии был Иосиф Аримафейский, богатый и знатный член синедриона и тайный ученик Христа, который, испросив разрешения у Пилата, снял Учителя с креста, завернул Его в плащаницу и с почестями похоронил в своей собственной гробнице. Согласно легенде, посох Иосифа пустил корни и превратился в гластонберийский боярышник, который до сих пор цветет на Рождество и Пасху.

Один из древнейших городов Англии, расположенный в холмистой местности на территории графства Сомерсетшир, у подножия 159-метрового холма святого Михаила. Как установили в 1892 году раскопки курганов в окрестностях Гластонбери, значительное скопление населения наблюдалось в этих местах ещё до прихода римлян, приблизительно с 60 года до н. э. Население 8800 жителей.

В Средние века благосостояние Гластонбери зиждилось на славе Гластонберийского аббатства, древнейшего в Англии. Церковная легенда связывает его основание с именем легендарного короля Луция, который в порыве благочестия якобы ещё в 166 году пригласил в Гластонбери прелатов из Рима. Первая каменная церковь аббатства была возведена в 712 году. В монастыре были похоронены три англосаксонских короля, хотя паломников больше привлекала туда предполагаемая усыпальница святого Патрика.

В 1184 году аббатство сгорело, и восстановительные работы заняли практически три столетия. В период первого сбора средств на строительство (1191) монахи прибавили известности своей обители, объявив об обнаружении ими саркофагов с именами короля Артура и его супруги Гвиневры.

В средневековой литературе были распространены истории о том, что именно в Гластонбери закончил свою жизнь Иосиф Аримафейский и сюда же он доставил Святой Грааль. Благодаря этим поверьям в захудалый городишко никогда не прекращался поток верующих; на них же основан текст гимна «Иерусалим».

 

Во время английской Реформации многие бенедиктинцы, проживавшие в аббатстве Гластонбери были подвергнуты преследованиям со стороны английских властей, среди них известный монах Артур, который за своё мученичество был причислен Римско-Католической Церковью к лику святых. После роспуска английских монастырей Генрихом VIII (1536—39) средневековые сооружения аббатства были разобраны на щебень для мощения дорог. Исчезновение аббатства подорвало общенациональное значение города. О величии древнего Гластонбери напоминают их скудные развалины.

Когда-то аббатство Гластонбери было крупнейшим бенедиктинским монастырем в Англии (бенедиктинский монастырь св. Марии) и к 1086 г. аббатство стало святым местом и излюбленным центром паломничества.

В правление Генриха VIII оно было разрушено из-за расхождения во мнениях в вопросах веры между монахами аббатства и католической церковью. Могучие стены превратились в развалины, и от былого великолепия не осталось и следа....

По некоторым сведениям, Аббатство Гластонбери должно было существовать уже при жизни Иисуса Христа.

Существует легенда, будто Иисус Христос в юношеском возрасте посетил это место со своим родственником Иосифом Аримафейским.

Один из самых ранних историков Британии Гилдас, живший, вероятно, в VI веке, говорит, что Иисус посетил Гласгонбери с целью медитации, и было это в последние годы правления императора Тиберия, то есть не позднее 27 года н.э.

Книга бургундского поэта Робера де Борона «Иосиф Аримафейский» связывает этот город со святым Граалем - чаша, из которой Иисус пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф собрал его кровь после распятия.

Воскресший Христос повелел, чтобы Иосиф или его потомки перенесли чашу в райские земли Авалона, отождествляемого ныне с аббатством Гластонбери в Англии.

Британцы верят, что Грааль принес сюда сам Иосиф Аримафейский.

Поиск святого Грааля стал одной из основных легенд артурова цикла. Томас Мэлори в книге "Смерть Артура" описывает чудесное явление рыцарям Круглого Стола и самому королю девы, несущей эту чашу, при этом перед каждым рыцарем появляются те кушанья, какие он захочет.

 

Еще одна загадка древнего аббатства - Гластонберийский Терновник, который цветет дважды в год - на Рождество и в мае. По преданию, он вырос из посоха самого Иосифа Аримафейского.

Холм Гластонбери или другое название - холм святого Михаила (англ. Glastonbury Tor) находится близ одноимённого древнего города (г.Гластонбери, графство Сомерсет, южная Англия) и представляет собой огромную вулканическую скалу - естественное возвышение высотой более 150 м, имеющее конфигурацию в виде семи рукотворных уступов.

Считается, что когда-то море «вымыло» подножие скалистой вершины Гластонбери, и в древности - во время частых наводнений, холм, господствующий над окружающей болотистой местностью, не осушавшейся до XVI века, превращался в малоприступный остров.

История этого загадочного места, о котором существует множество мифов и легенд, уходит своими корнями в глубину веков. И сегодня существует устоявшееся мнение, что кельты – эти первожители здешних мест, считали Гластонберийский холм вратами загробного мира. Для этого на вершине холма, якобы, был воздвигнут храм круглой формы. Круг - один из символов языческой Богини-Матери, и поэтому в современной литературе утвердилось мнение, что храм был посвящён именно этой Великой Богине, дарующей плодородие и процветание.

К этому храму вела спиральная тропа, проложенная, как сегодня исчисляют, 2500 лет назад. Причём местные жители склонны толковать её форму как древнекельтский лабиринт. Считается, что извилистой дороге, олицетворяющей Земного змея, присущи первозданные гармония и сила, которые могут вызывать у людей, особо чувствительных к энергетическим воздействиям, состояние, похожее на транс. Именно такое состояние, находясь в котором, друиды могли отыскать врата в загробный мир.

Археологические раскопки подтвердили, что в III веке до н. э. здесь действительно существовало кельтское поселение, а в V в. н. э. — небольшая крепость.

 

С вершины холма можно наблюдать окрестный пейзаж на 70-80 км вокруг. Сейчас здесь только одинокая башня, продуваемая всеми ветрами, и это всё, что осталось от находившейся когда-то на вершине церкви. Принято считать, что эта церковь, посвящённая святому архангелу Михаилу и называемая в легендах первым христианским храмом в Британии, была возведена в 166 году миссионерами, прибывшими из Рима. Церковь не была обособленной, она являлась частью монастыря - Гластонберийского аббатства.

Само же аббатство было заложено невдалеке от холма саксонским королем Айне в 705 году, а с Х века оно стало не только крупнейшим бенедиктинским монастырем в Англии и святым местом, но и излюбленным центром паломничества. Но уже в XVI веке, в правление Генриха VIII, большинство церковных построек было разрушено из-за расхождения во мнениях в вопросах веры между монахами аббатства и католической церковью. Некогда могучие стены, остатки которых мы видим сегодня, превратились в развалины, и от былого великолепия не осталось и следа.

Но это не всё… Англичане вообще молодцы по поводу выявления у себя на островах легендарных мест: они утверждают, что у подножия Гластонберийского холма похоронены знаменитый король Артур и его неверная жена Гвиневера, и любому туристу тут же расскажут самую правдивую легенду о трагической любви, сопровождавшую эту пару. Расскажут и про страшный пожар, произошедший в 1184 году, который уничтожил тогда аббатство практически до основания. Но нет худа без добра: во время реконструкции монахи занялись широкомасштабными поисками могилы Артура. И в 1190 году она была найдена! Тщательно простукивая каменные плиты пола, бенедиктинцы обнаружили на трёхметровой глубине - ниже современной кладки - ещё более старую, с имеющейся в ней полой камерой. Вскрыв пол, монахи пробились к легендарной усыпальнице. Два огромных гроба, пропитанных сохраняющими дерево смолами, предстали их изумлённому взору!

 

Специалисты по геомантии утверждают, что Гластонбери - сосредоточение действия колоссальных энергий, а вершина, на которой находятся руины башни святого Михаила, - вообще мистическое место с особой атмосферой. Вероятно, ни об одном городе не сложено столько легенд, как о таинственном Гластонбери. Его считают и одним из священных центров, генерирующих и передающих космические энергии, и межпланетным маяком, и источником магической энергии, который освещает всех, прикасающихся к его тайнам, “светом тихой причастности и искренней любви”.

По древнему преданию, Гластонберийский холм вместе с горой святого Михаила в Корнуолле, Стоунхенджем и Эйвбери расположен не только на Большой лей-линии (мощном потоке геомагнитной энергии) Англии, но и на силовой линии в форме горизонтальной восьмерки, которая тянется вокруг всей планеты как символ бесконечности.

Вообще скала в Гластонбери является весьма странным местом даже с точки зрения современной науки. Очень часто местные жители становятся свидетелями необыкновенного зрелища, происходящего по ночам. Неожиданно в воздухе возникают бледные синеватые огни, которые часами носятся вокруг церковных развалин. Одни приписывают их появление уфологическим факторам (НЛО), другие - магнетической энергии скальной породы. 

Первые современные научные изыскания в Гластонбери начались в 1907 году. Историко-археологической экспедицией руководил английский ученый Фредерик Б. Бонд. Его специалисты добились значительных успехов, обнаружив остатки неизвестной часовни. Сверив её географическое положение с общим планом аббатства, Бонд пришел к выводу, что оно было построено согласно законам сакральной геометрии, используемой древними египтянами, а позже масонами. Однако маститый исследователь имел неосторожность публично заявить о том, что все указания по поиску древностей он получал с помощью медиумов, общаясь с душами усопших монахов.

Для классической науки этот оригинальный способ получения истины оказался неприемлемо диким, разразился крупный скандал, и Бонда уволили. Только много лет спустя результаты его изысканий были переосмыслены в свете новых научных данных. Как оказалось, Фредерик Бонд показал в своем отчёте (хотя и не имея прямых доказательств) энергетическую связь между Гластонбери и Стоунхенджем. Так называемая лей-линия соединяет два вышеуказанных места, проходя параллельно древней дороге. Эту мистическую трассу в народе именуют Тод Лайн - дословно «мёртвая линия», или же «путь мёртвых людей». В английском фольклоре именем Тод Лайн обозначают тропу духов, по которой умершие следуют в загробный мир.

 

Спираль Гластонбери

В 1944 году ирландский бизнесмен Джеффри Расселл увидел необыкновенно яркий сон. Проснувшись, он немедленно перенёс на бумагу образ, всё еще стоявший у него перед глазами. Это был спиральный символ, состоящий из одной линии, закрученной в семь витков. Немного озадаченный, Рассел спрятал рисунок и долгое время почти не вспоминал о нём.

Восемнадцать лет спустя в одном из журналов он увидел фотографию резного рисунка на камне, недавно обнаруженного в окрестностях Тинтагеля, знаменитого замка времён короля Артура в Корнуолле, в котором, к своему изумлению, узнал в рисунке образ из давнего сна – то, что он нарисовал, по сути дела было архетипом древнего представления о лабиринте. Вскоре он снова увидел этот символ на античной монете с острова Крит. Там, согласно древнегреческой легенде, когда-то существовал гигантский лабиринт, где жил Минотавр.

Во время поездки в Гластонбери он опознал здесь, в конфигурации знаменитого местного холма, ту самую спиральную форму с семью витками, которая много лет преследовала его в снах и наяву. Согласно его теории, весь Гластонбери-холм был превращён в огромный трёхмерный лабиринт ещё в доисторические времена.

Расселл немедленно приступил к экспериментальному подтверждению своей теории. Сделав серию песчаных моделей холма Тор, чтобы проиллюстрировать его связь с классической формой лабиринта, он выполнил аэрофотосъёмку местности, позволившую точно нанести на карту контуры холма. Результаты исследования, казалось, подтверждали его первоначальную догадку о спиральной форме холма Гластонбери.

Впоследствии дело Расселла было продолжено Джеффри Эшем, который, заинтересовавшись теорией спирального лабиринта, заметил, что Расселл “…так и не попытался доказать свои доводы самым элементарным методом” – то есть прогулкой по предполагаемой спиральной тропе. Сам Эш провёл этот эксперимент летом 1979 года; преуспев в достижении цели, он опубликовал результаты своих открытий в том же году.

 

Путь, по которому он следовал, начинается в самом нижнем (юго-западном) конце холма Тор – наиболее удобном месте для начала восхождения. В начале подъёма маршрут отмечен большим валуном, который, по мнению Эша, является специальным знаком, обозначающим вход. Далее путь петляет взад-вперед по серии кривых и, в конце концов, приводит к центру лабиринта, вершине холма Тор. На одном или двух участках маршрута чёткое направление не прослеживается, но в защиту Эша можно сказать, что эти места подверглись эрозии или были замаскированы более поздней человеческой деятельностью. Спираль из семи витков, предложенная Расселлом и подробно нанесённая на карту Джеффри Эшем, несомненно существует.

Возможность того, что холм Тор был превращён в огромный лабиринт, поднимает для современных учёных ряд важных вопросов. Поскольку не сохранилось никаких исторических записей о столь грандиозном предприятии, Расселл и Эш пришли к выводу, что лабиринт в Гластонбери является доисторическим сооружением. Для его постройки понадобились колоссальные усилия, возможно, сравнимые со строительством другого великого доисторического монумента – Стоунхенджа.

В общем и целом Эшу удалось доказать, что строение террас вокруг холма Тор действительно напоминает лабиринт с семью спиральными витками. Но, по признанию самого Эша, это ещё не означает, что весь холм был создан с какой-то ритуальной целью. Лишь археологи могут доказать или опровергнуть это предположение.

В 1960-годы исследование холма Гластонбери было продолжено Филиппом Ратцем из Бирмингемского университета (работы финансировались из средств фонда, основанного Расселлом). И эти работы проходили не без трудностей, а раскопки здесь были весьма ограниченными, отчасти из-за крайне неблагоприятных погодных условий. Помимо того, что снаряжение каждый день приходилось переносить вверх и вниз по крутым склонам холма, члены команды Ратца страдали от пронизывающего ветра в ненастные дни, а в ясные дни наверху было "жарко, как в печке". Исследователи обнаружили предметы римской эпохи, Тёмных веков (IV - IX вв. н. э.) и средневековья, представляющие значительный интерес. Труднее оказалось определить следы человеческой деятельности в более ранний период. Средневековые строительные работы, интенсивная эрозия, усугубляемая последствиями небольших землетрясений, как посчитали, уничтожили большую часть доисторических артефактов.

 

Однако Ратцу и членам его команды удалось доказать, что холм Тор был известен и посещался во времена каменного века. Среди находок, сделанных археологами, были обработанные кремни, датированные палеолитом и неолитом (10 000-2000 лет до н. э.), а также полированный топор из зеленоватого камня эпохи неолита.

Ратц не стал проводить раскопки на террасах холма, хотя у него возникало такое искушение. Такие «ненаучные» построения, как теория Расселла, обычно сразу же отметаются археологами, но в случае со спиральным лабиринтом в Гластонбери дело обстояло иначе. На основании анализа поверхностных элементов холма Гластонбери Ратц пришел к выводу, что теория Расселла заслуживает серьёзного внимания. Он посчитал, что спираль могла быть сооружена только в эпоху неолита или бронзового века (4000– 2000 г. до н. э.). Инженерные навыки строителей того времени более чем очевидны на примере впечатляющих земляных работ, понадобившихся для сооружения искусственного кургана Силбери-хилл.

Аргументы в пользу теории лабиринта безусловно привлекательны, а доводы против – неубедительны. Геологи же полагают, что террасы образовались в процессе эрозии. С другой стороны, Рональд Хаттон, профессор истории Бристольского университета, утверждает: “Для археологов террасы на склоне холма выглядят как совершенно обычная система земледелия в холмистой местности, характерная как для железного века, так и для средневековья”. Но оба мнения не могут быть правильными. Какое из них выбрать? 

Идея эрозии, предложенная геологами, звучит правдоподобно, но лишь до определённой степени. Холм Гластонбери состоит из четырёх разных слоев горных пород, начиная с песчаниковой вершины, образующей его пик. Можно допустить, что из-за разной плотности слоёв в процессе выветривания между ними образовались ступеньки. Но до сих пор никто не представил геологическую модель процесса, который мог бы привести к формированию замысловатого лабиринта с семью витками, обнаруженного Расселлом и Эшем.

 

Гластонбери-Тор обладает интересной географической особенностью: его ромбовидная форма создает ориентировку приблизительно с юго-запада на северо-восток, причем длинная ось проходит через гребень холма, где стояла часовня св. Михаила. На этой линии оказывается и большой камень, который Джеффри Эш рассматривал как отметку входа в лабиринт. Стоит отметить, что эта ось расположена под углом 63 градуса к востоку от севера - в направлении восхода солнца в день 1 мая, бывший, как оказывается или придумано современными ”учёными”, самым важным кельтским праздником года, отмечающим возрождение солнца после зимы и приход лета.

Но это еще не всё. Если продолжить ось, проходящую через холм Гластонбери, как воображаемую линию в обоих направлениях, она пересечёт другие важные точки. В десяти милях к юго-западу расположен Бурроубридж-Мамп, необычный конический холм, похожий на миниатюрный вариант Гластонбери-Тор. Он находится точно на оси - если смотреть с Бурроубридж-Мамп, солнце поднимается прямо над Гластонбери-Тор утром в первый день мая. Это может быть совпадением, но если продолжить линию в северо-восточном направлении, то она пройдет через южный вход огромного каменного круга в Эйвбери. "Охотники за леями" продолжили эту линию еще дальше в обоих направлениях, нанизав на неё огромное количество доисторических и священных мест в южной Англии.

Интересные возможности, открытые исследователями Гластонбери-Тор, пока вызывают у современников больше вопросов, чем ответов; они полагают, что лишь археологические данные по результатам раскопок на террасированных склонах могут стать решающим доказательством. Однако, как ни удивительно это может показаться, идея о земляных работах на склонах холма, который впоследствии играл роль крупного ритуального центра, не противоречит современным археологическим представлениям (читай: заблуждениям!) о британской культуре периода неолита и раннего бронзового века. За последние несколько десятилетий археологам пришлось “признать”, что значительные территории постепенно упорядочивались и превращались в "ритуальные ландшафты", состоящие из взаимосвязанных монументов. К ним они относят не только каменные круги, но также погребальные курганы и прямолинейные канавы, иногда достигающие нескольких миль в длину. Эйвбери, самый большой каменный круг на Британских островах, был построен в центре района, где концентрировались монументальные земляные сооружения, одно из которых (Уиндмилл-хилл) имеет диаметр 3/4 мили. Чтобы выкопать канаву, окружающую его, понадобилось извлечь более 13 000 тонн мела. И, как будто этого было недостаточно, в миле от каменного круга древние строители возвели колоссальный курган из мела и земли - Силбери-хилл. Размах работ достигал поистине грандиозных масштабов. И всё это, якобы, возведено руками человека! А для чего, какую преследуя цель или какую решая задачу – об этом молчок! То же и здесь: несмотря на то, что лабиринт в Гластонбери-Тор является единственным в своем роде сооружением, его возведение тоже относят к творчеству “замечательных строителей древней Британии”. Как утверждают авторы подобных утверждений – из числа представителей археологической науки: «Трудно представить, что они (древние строители) упустили бы шанс включить такой яркий самоцвет, как Гластонбери-Тор, в своё ожерелье ландшафтных сооружений».

Смешались, кельты, Артур и даже Иисус с его свидетелями. А был ли мальчик? Или просто выгодную географическую точку преподносят чуть ли ни как центр, чего-то значимого?

 

В Великобритании издана книга Черил Грин (Cheryl Green) и Роберты Гилкрист (Roberta Gilchrist), посвященная итогам нескольких десятилетий археологических исследований аббатства Гластонбери. Безусловно, авторам пришлось упомянуть многочисленные легенды, связанные с этим местом. Хотя ученые и раньше скептически воспринимали предания Гластонбери, а авторы новой монографии вновь говорят об их фантастичности и даже сфабрикованости, парадоксальным образом издание книги дало новый импульс обсуждению этих легенд. На страницах английских изданий вновь пишут об Иосифе Аримафейском и короле Артуре. «Мы, конечно, понимаем, что все это легенды, – говорят авторы таких публикаций, – Но и легенды тоже часть нашей культурной истории».

Если верить легендам, сестра Артура колдунья Моргана перенесла короля, смертельно раненого в битве на равнине Солсбери, на чудесный остров Авалон, где он покоится до тех пор, пока не придет время его возвращения. «Привязать» Гластонбери к топониму Авалон помог церковный историк Гиральд Камбрийский (около 1146 – около 1223), при жизни которого была сделана находка. Гиральд писал, что аббатство находится на холме, окруженном со всех сторон болотистой местностью, а на самом холме в изобилии росли яблони. Валлийское же название Ynys Afallon означает «яблоневый остров». После последней битвы Артура знатная женщина по имени Моргана, которой принадлежала эта земля, перевезла его в это место. Позднее холм стал называться иначе Ynys Gutrin, то есть «стеклянный холм», что «захватчики саксы» передали как «Гластингеберри».

Все эти легенды, как уже говорилось, не вызывали доверия у историков. XII век недаром назвали «золотым веком» средневековых подделок. Чтобы получить свидетельства о жизни в данном месте прославленного святого или же обзавестись его мощами, заинтересованные лица легко шли на фальсификацию. Вызывала интерес и личность короля Артура, хотя святым он вовсе не был.

В XII веке Англия стала заинтересованной в поиске древних корней. До этого римляне, а за ними и франки догадались возводить свое происхождение к троянцам. Теперь этой же версией воспользовались и в Англии. В труде Гальфрида Монмутского «История королей Британии» приводилась родословная властителей острова от троянского царевича Брута (Бритта), правнука Энея, до Артура. Хотя Артур и не был потомком троянцев по прямой линии, он воплощал столь желанную древность.

 

Книга Грин и Гилкрист основана на результатах четырехлетнего проекта по обследованию всех находок, сделанных в Гластонбери археологами в течение XX века. В ходе исследования все датировки были тщательно проверены радиоуглеродным методом, а состав изделий из стекла, керамики и металла уточнен путем химического анализа. Безусловно, не нашлось никаких артефактов, которые можно было бы связать с захоронением Артура.

Более того Грин, Гилкрист и их коллеги обнаружили, что предшественники-археологи, работавшие ранее в Гластонбери, попадали под обаяние связанных с аббатством преданий и ошибочно видели в некоторых находках наследие пусть не лично Артура, но хотя бы кельтских времен. В частности, Рэли Редфорд (Ralegh Radford), проводившие раскопки в 1950-х – 1960-х годах утверждал, что нашел на территории монастыря бриттское христианское кладбища, а также обнаружил следы той самой ямы, откуда монахи в 1191а году извлекли дубовый гроб Артура и Гиневеры. Увы, его выводы тоже не подтвердились. Захоронения, исследованные Редфордом, относятся к XI – XV векам.

Рассматривая архитектурную историю аббатства, ученые выяснили, что и тут строительные работы были подчинены задаче привлечения паломников. После пожара новые монастырские здания возводились в как можно более древнем архитектурном стиле, чтобы усилить впечатление древности аббатства.


Фрагменты стекла из Гластобери

 

Но авторы монографии заняты не только развенчанием легенд. Они, например, обнаружили, что на территории Гластонбери еще примерно в 700 году действовал крупный комплекс по производству изделий из стекла, состоявший из пяти стеклодувных печей. Это самое древнее свидетельство стекольного производства на территории Англии (тут уместно вспомнить слова Гиральда Камбрийского о «стеклянном холме» Ynys Gutrin, хотя у саксонского названия Glestingaburg этимология не вполне ясна, вероятно, она восходит к имени собственному Glast).

«А как же дерево? – спросит читатель. – Цветущее среди зимы дерево – тоже легенда?». А вот дерево действительно было. Правда, нет надежных свидетельств, что оно росло в монастыре с глубокой древности. Первое упоминание о доставленной ко двору короля ветви дерева из Гластонбери относится ко временам правления Якова I, когда епископ Батский и Уэлсский Джеймс Монтегю подарил ветку королеве Анне. Затем действительно дерево цвело зимой, было уничтожено во время войны, затем восстанавливалось из саженцев.

  

В 1951 году в Гластонбери было высажено очередное дерево, но погибло в 1991. Из саженца высадили новое дерево, которое в 2001 году стало жертвой вандалов. Неизвестные цепной пилой отпили все его ветви. На следующий год дерево дало новые побеги, но вскоре они погибли. Сейчас в Гластонбери занимаются выращиванием из саженцев новых деревьев, которые должны прийти на смену.

Дерево из Гластонбери принадлежит к виду боярышник однопестичный (Crataegus monogyna), причем оно действительно цветет дважды: в мае – июне и среди зимы. За такую особенность его относят к особой разновидности (Crataegus monogyna 'Biflora'). Зимние цветы менее обильны и не дают плодов. Деревья, выращенные из семян данного экземпляра, не наследуют его уникального свойства. Их можно получить, только размножая дерево саженцами или сделав прививку его черенка на ствол другого дерева.

В период, непосредственно предшествовавший завоеванию Британии римлянами, на Гластонберийских болотах существовали два кельтских поселения, выстроенных на рукотворных платформах. Согласно данным археологии, артефакты из этих поселков принадлежат к типу Ла Тене (высокоразвитой кельтской цивилизации); здесь были также найдены предметы, которые свидетельствуют не только об экономическом процветании этих поселений, но и о прочных торговых связях с Уэльсом, Ирландией и Бретанью.

Поселения были разрушены в I в. н. э. (судя по всему, в результате нападений извне), но память об этом островке цивилизации среди диких болот — и в прямом и в переносном смысле — могла сохраниться и послужить причиной тому, что это место приобрело два названия, о которых до сих пор еще ведутся споры: Стеклянный остров (Ynys-witrin) и Авалон.

Некоторые специалисты по этимологии полагают, что первоначальное имя Гластонбери было Glastonia, производное от кельтского слова, означающего «сине-зеленый» или, если точнее, «вайда» — растение, из которого получали сине-зеленый краситель. Вайда действительно до сих пор встречается в этих местах (когда почва была заболочена, ее было значительно больше), название Glastonia, следовательно, означает «место, где растет вайда». Гластонбери возникло в результате искажения этого названия англосаксами: жителей Glastonia они могли называть Glaestingas, а затем присоединить к этому слову byrig («город или населенное место»).

 

Существует также гипотеза, что Glast или Glasteing могло быть именем человека, основавшего это поселение. Что касается Авалона, то это легендарное название стали связывать с Гластонбери благодаря Артуру. Считается, что именно Гластонбери было тем местом, куда он отправился, получив последнюю в своей земной жизни рану. Впрочем, это утверждение не может быть документировано ранее 1191 г., когда монахи аббатства объявили, что обнаружили могилу короля. Гиралд Камбрийский, нормандский историк, многие годы проведший в Уэльсе, утверждал, что Гластонбери с незапамятных времен известно как Авалон, Остров Яблок, поскольку яблоки росли здесь в изобилии. Однако легкость, с какой название прижилось в этой местности, вызвана прежде всего древними кельтскими поверьями и языческими культами.

Кельтские поверья связывали острова и холмы с потусторонним миром. По-видимому, традиция, рассматривающая Гластонбери как место, принадлежащее потустороннему миру, имеет древние корни. В окруженном болотами Гластонбери видели, очевидно, именно остров. Следует отметить, что старинное словоупотребление допускало для isle, islaand более широкое значение, включающее такие понятия, как «сильно выдающийся мыс», «возвышенность, окруженная болотами», «участок, отрезаемый от остальной суши во время приливов или половодья», и т.д. Следы этих представлений сохранились в некоторых географических названиях, среди них, например, такое, как Порт-Айленд. Ynys-witrin (или Ynys Giirtin) — кельтский вариант названия данной местности, относимый ранними хрониками ко времени до захвата в VII в. этой местности саксами.

  

Источники:

polit.ru/article/2015/11/28/ps_glastonbury/

masterok.livejournal.com/15528.html

turizm.world/anglijskij-gorod-glastonberi.html

celtica.ru/content/view/1535/346/

Комментарии к новости
  1. Виктория Пичугина26 июля 2021 21:58

    да, я слышала про Гластонберри и про количество легенд с ним связанных, но никак не ожидала столь интересного сюжета. Спасибо. А откуда вы черпаете идеи о чем рассказывать? Просьбы можно?

Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

Опрос
Часто вы здесь бываете?

Статистика
ТОП Комментарии
Интересные факты о Египте
Интересные Факты
Гластонбери
Интересные Места
Мужчина забыл 20 лет своей жизни
Интересные Истории
Самый старый город
Интересные Места
Да уж. Вот как могут стрессы в нашей жизни повлиять на наш мозг. Хорошо , что у этого человека есть рядом таки
Ольга Морозова
По моему из всей этой компании самые красивые глазки у долгопята. Спасибо за интересную и познавательную статью.
Valentina пишет:
Надо быть очень одарённым, с отличным воображением, художником... Даже представить трудно, как это возможно с камешков
Валентина пишет:
Спасибо за такую интересную информацию - новую для меня. Никогда не видела, даже на картинке, это чудо природы. Наша же