Перед «Точкой» была «Луна»
Тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». Широко распространенный в советской армии комплекс с неуправляемыми тактическими ракетами, побывавший в ядерном оснащении на Кубе в 1962 году. С начала пятидесятых годов в нашей стране велась разработка нескольких тактических ракетных комплексов, способных применять вооружение со специальными боевыми частями. В рамках первых проектов были достигнуты определенные успехи, однако требовалось продолжать развитие имеющихся систем с целью повышения основных их характеристик. К концу пятидесятых годов одним из основных результатов работ стало появление комплекса 2К6 «Луна».
Предварительные работы по перспективному ракетному комплексу с улучшенными характеристиками начались в 1953 году. Новым проектом занимались специалисты НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством Н.П. Мазурова, уже имевшие определенный опыт создания тактических ракетных комплексов. В перспективном проекте планировалось использовать имеющийся опыт, а также некоторые новые идеи. С их помощью предполагалось повысить основные характеристики, в первую очередь дальность стрельбы. Параллельно с НИИ-1 новую проблематику изучали создатели ядерных вооружений. Их исследования показали, что при текущем уровне технологий можно создать ядерный боезаряд тактического предназначения, который уместится в корпус ракеты диаметром не более 415 мм.
В 1956 году в соответствии с постановлением Совета министра СССР стартовала полноценная разработка нового проекта. Перспективный ракетный комплекс получил обозначение 2К6 «Луна». В самое ближайшее время требовалось выполнить проектирование новой системы, и затем представить опытные образцы различных компонентов комплекса. Благодаря широкому использованию существующих изделий и имеющегося опыта проект был разработан и защищен к маю 1957 года.
Один из первых советских тактических ракетных комплексов с неуправляемыми ракетами, оснащенными ядерными боевыми частями. Предназначался для комплектования ракетных дивизионов танковых и мотострелковых дивизий, использоваться должен был как средство расчистки в полосе наступления соединения.
Прорабатывался с 1953 года, в полномасштабное проектирование запущен с 1956 года, на испытаниях с 1958 года, на вооружение встал в 1960 году. Разработчик — московское НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники, создатели «Тополя», «Ярса» и «Булавы»).
Комплекс базировался на самоходном гусеничном шасси, сделанном на базе танка ПТ-76. Прорабатывались варианты колесных шасси, но в серию они не пошли. Также в состав комплекса, помимо пусковой, входили транспортирная машина на две запасные ракеты и кран для перегрузки ракет.
Масса пусковой 15,5 тонн, максимальная скорость на местности до 40 км/ч (при установленной ядерной ракете ограничивалась 16?18 км/ч в целях недопущения перегрузок для боевой части).
Ракеты комплекса носили индексы 3Р9 и 3Р10. Ракеты одноступенчатые, твердотопливные, неуправляемые. Наведение осуществлялось поворотом корпуса пусковой установки и подъемом ракеты на качающейся части.
Ракеты не имели систем управления, из-за чего их наведение на цель осуществлялось при помощи пусковой установки. Ввиду невозможности изменения параметров работы двигателя дальность стрельбы регулировалась углом возвышения направляющей. На развертывание пусковой установки после прибытия на огневую позицию требовалось не более 7 минут.
Для обеспечения боевой работы тактических ракетных комплексов 2К6 «Луна» была разработана передвижная ремонтно-техническая база ПРТБ-1 «Степь». В состав этой базы входило несколько автомобилей с различным оснащением, которые могли перевозить ракеты и боевые части, а также осуществлять их сборку в полевых условиях. Разработка проекта «Степь» началась в СКБ-211 завода «Баррикады» весной 1958 года. В следующем году проект дошел до стадии строительства прототипов. Изначально комплекс «Степь» предлагался для использования с ракетным комплексом 2К1 «Марс», но ограниченный выпуск последних привел к тому, что передвижная база стала работать с ракетами «Луны».
Осенью 1958 года был пересмотрен состав техники, входящей в состав ракетного комплекса. В ходе посещения полигона первыми лицами государства поступило указание об отказе от дальнейших работ над транспортно-заряжающей машиной. Высокопоставленные чиновники посчитали этот образец излишним и приводящим к недопустимому удорожанию комплекса. Весной 59-го появилось техническое задание на разработку транспортной машины 2У663. Она представляла собой тягач ЗИЛ-157В с полуприцепом, оснащенным креплениями для перевозки двух ракет 3Р9 или 3Р10. Также создавался полуприцеп 8Т137Л, не прошедший испытания по причине недостаточной прочности. В начале шестидесятых появился улучшенный вариант транспортировщика с обозначением 2У663У.
В соответствии с новыми указаниями, обслуживание пусковых установок планировалось осуществлять при помощи вспомогательной техники на базе колесных грузовиков. На позицию для перезарядки ракеты предлагалось подвозить при помощи полуприцепов-транспортировщиков, а перегрузка должна была осуществляться автокраном. При некоторых проблемах и минусах такой подход к эксплуатации ракетного комплекса позволял сэкономить на производстве полноценных ТЗМ на гусеничном шасси.
3Р9 оснащалась фугасной боевой частью, 3Р10 — более крупной надкалиберной ядерной боевой частью мощностью 10 кт. Масса ракет около 2,3 тонн, дальность применения для 3Р9 — от 12 до 44,5 км, для 3Р10 — от 10 до 32 км.
В начале 1959 года появилось распоряжение об отправке нескольких тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна» на Агинский полигон Забайкальского военного округа. Во время таких проверок самоходные машины двух типов показали свои возможности на имеющихся трассах, а также провели запуски ракет. Комплекс «Луна» израсходовал шесть ракет, доказав возможность работы в сложных метеоусловиях и при низких температурах. В то же время, по результатам испытаний появился новый список требований по модернизации техники и ракет.
С января по март 1960 года на нескольких полигонах Московской и Ленинградской области велись испытания перспективных систем. Одни полигоны использовались в качестве трассы для проверок, тогда как другие были задействованы в стрельбах. За время испытаний техника прошла около 3 тыс. км. Также было выполнено 73 стрельбы ракетами двух типов. По результатам государственных испытаний тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна» был принят на вооружение ракетных войск и артиллерии.
В октябре 61-го ракетное подразделение из состава Прикарпатского военного округа приняло участие в учениях на Новой Земле, в ходе которого было выполнено пять стрельб ракетами 3Р10, в том числе одной со специальной боевой частью. В ходе этих учений комплекс 2К6 «Луна» использовался вместе с передвижной ремонтно-технической базой ПРТБ-1 «Степь».
Осенью 1962 года на Кубу были доставлены 12 комплексов «Луна» с боекомплектом в 60 ракет и некоторым количеством специальных боевых частей. С восемью ядерными боезарядами для ракет были отправлены на Кубу, где должны были использоваться при обороне острова от возможного вторжения американцев. В дальнейшем, по-видимому, эта техника была передана армии дружественного государства, которая продолжила ее эксплуатацию. Имеются сведения о доработке пусковых установок и ракет. Точный характер этих доработок неизвестен, однако сохранившиеся образцы имеют некоторые заметные отличия от оригинальных систем советского производства. Что касается специальных боевых частей, то они были вывезены с Кубы после завершения Карибского кризиса.
Вскоре после кубинских событий состоялась первая официальная публичная демонстрация комплекса «Луна». В ходе парада на Красной площади 7 ноября были показаны несколько образцов пусковой установки 2П16 с макетами ракет. В дальнейшем подобная техника неоднократно участвовала в парадах.
Вскоре после принятия комплекса «Луна» на вооружение стартовала его модернизация. Через три года на вооружение приняли улучшенную систему 9К52 «Луна-М». Развитие ракетной техники, появление новых комплексов и освоение перспективных технологий привело к тому, что со временем система «Луна» в исходной конфигурации перестала отвечать существующим требованиям. В 1982 году было принято решение о снятии этого комплекса с вооружения. Эксплуатация подобной техники в зарубежных армиях продолжалась и позже, но тоже со временем в основном прекратилась. По некоторым данным, сейчас комплексы 2К6 «Луна» остаются на вооружении только в Северной Корее.
К 1982 году комплекс окончательно снят с вооружения ракетных дивизионов мотострелковых (танковых) дивизий в пользу управляемых тактических ракет семейства «Точка».
После снятия с вооружения и списания большинство машин «Луна» отправилось на утилизацию. Тем не менее, в нескольких отечественных и зарубежных музеях присутствуют экспонаты в виде машин 2П16 или макетов ракет 3Р9 и 3Р10. Особый интерес представляет экспонат, хранящийся в Музее военной техники Гаваны (Куба). Ранее он эксплуатировался кубинскими войсками, а также подвергся некоторой доработке силами местных специалистов. После выработки ресурса эта машина отправилась на вечную стоянку в музей.
2К6 «Луна» с пусковой установкой 2П16 «Тюльпан», а также ракетами 3Р9 и 3Р10 стал первым отечественным тактическим ракетным комплексом, дошедшим до полноценного серийного производства и массовой эксплуатации в войсках. Появление подобной техники с достаточно высокими характеристиками в требуемых количествах позволило провести полноценное развертывание с заметным влиянием на ударный потенциал войск. Проект «Луна» позволил решить имеющиеся задачи, а также создать задел для дальнейшего развития ракетных вооружений. Те или иные идеи, заложенные в нем, впоследствии использовались при создании новых ракетных комплексов тактического звена.
Спасибо за интерес. Оценивайте, ставьте лайк, комментируйте, делитесь. Подписывайтесь.