Манса Муса, возможно самый богатый человек всех времён и народов

Опубликовал История и Факты
26-05-2020, 19:07
328
1

Муса I (родился в 1280 году - умер в 1337 году), или Манса Муса, был десятым Манса (что переводится как «султан», «завоеватель» или «император») империи Мали , исламского западноафриканского государства. Он был описан как самый богатый человек средневековья. Так же его считают самым богатым человеком всех времён и народов. По крайней мере одним из таковых.

Ма́нса Муса́ (араб. مانسا موسى‎) — манса (верховный правитель) средневекового государства Мали, находившийся у власти в 1307/12—1332/37 гг. Происходил из династии Кейта, был племянником основателя государства Мали Сундиаты Кейта. Родился в первой декаде мая, это примерно с 1 по 8 мая, а умер в последней декаде августа — это с 24 по 31 августа. При нём Мали имело наибольшие размеры за свою историю, значительно усилилось и достигло вершины своего культурного развития.

Изображение Мусы с золотой монетой на каталонском атласе 1375 года
Изображение Мусы с золотой монетой на каталонском атласе 1375 года

 

Во время восхождения Мусы на трон, государство Мали в значительной степени состояло из территории бывшей империи Ганы, которую завоевал Мали.

Империя Мали состояла из земли, которая в настоящее время является частью Мавритании и современного государства Мали. Во время своего правления Муса обладал многими титулами, такими как «Эмир Мелл», «Повелитель шахт Вангара» и «Завоеватель Ганаты».

Муса покорил 24 города вместе с окружающими их районами. Во времена правления Мусы Мали, возможно, был крупнейшим производителем золота в мире, а Муса считался одним из самых богатых людей в истории. Однако современные исследователи, такие как журнал Time, пришли к выводу, что нет точного способа оценить богатство Мусы.

Муса обычно упоминается как «Манса Муса» в западных рукописях и литературе. Его имя также появляется как «Канку Муса», «Канкан Муса» и «Канку Муса». Другие названия, используемые для Муса, включают «Мали-Кой Канкан Муса», «Гонга Муса» и «Лев Мали».

То, что известно о королях Малийской империи, взято из трудов арабских ученых, включая Аль-Умари , Абу-саида Усмана ад-Дуккали, Ибн Халдуна и Ибн Баттута . Согласно всесторонней истории Ибн-Халдуна о малийских королях, дедом Мансы Мусы был Абу-Бакр Кейта (арабский эквивалент Бакари или Богари, оригинальное имя неизвестно - не сахабий Абу Бакр ), племянник Сундиата Кейта, основателя Малийской империи, как записано в устной истории. Абу-Бакр не взошел на престол, и его сын, отец Мусы, Фага Лэй, не имеет никакого значения в истории Мали.

Караван Манса Муса в Мекку
Караван Манса Муса в Мекку

 

Манса Муса вступил на престол благодаря практике назначения заместителя, когда король отправляется в паломничество в Мекку или в какое-либо другое путешествие, а затем назначает заместителя наследником. Согласно первоисточникам, Муса был назначен заместителем Абубакари Кейты II. Король отправившийся в экспедицию для исследования Атлантического океана, так и не вернувшись. Арабо-египетский ученый Аль-Умари цитирует Мансу Муса следующим образом:

«Правитель, предшествовавший мне, не верил, что невозможно достичь края океана, который окружает Землю (имеется в виду Атлантика), и хотел достичь этого (конца), упрямо следую замыслу. Он снарядил двести кораблей, полных людей, золота, воды и продуктов. Провизии должно было хватить на несколько лет. Он приказал адмиралу не возвращаться до тех пор, пока они не достигнут края океана или не истощат запасы еды и воды. Они отправились. Их не было долгое время, и, наконец, вернулся один корабль. Капитан сказал: «Принц, мы плавали в течение долгого времени, пока не увидели посреди океана, как будто большая река бурно течет. Мой корабль был замыкающим, другие шли впереди меня. Как только впередиидущие достигали этого места, они тонули в водовороте. Я повернул назад, чтобы избежать этого течения.» Султан не поверил бы ему. Он приказал оборудовать для него и его людей две тысячи лодок и еще тысячу для воды и продуктов питания. Затем он присвоил мне регентство на время своего отсутствия и отправился со своими людьми в путешествие по океану, чтобы никогда не вернуться назад.»

 

Сын и преемник Мусы, Манса Магха Кейта, также был назначен заместителем во время паломничества Мусы.

Муса был набожным мусульманином, паломничество в Мекку сделало его известным в Северной Африке и на Ближнем Востоке, да и во всём мире, что до сих пор помнят. Для Мусы ислам был «входом в культурный мир Восточного Средиземноморья». Он потратил много времени на развитие религии в своей империи.

Муса совершил свое паломничество между 1324 и 1325 годами. В его шествии участвовало 60 000 человек, которые были одеты в парчу и персидский шелк, включая 12 000 рабов, каждый из которых нес 1,8 кг (4 фунта) золотых слитков, и Геральды, одетые в шелка, у которых были золотые посохи, лошади с сумками золота. Муса предоставил все необходимое для шествия, обеспечивая еду для людей и животных. Среди животных было 80 верблюдов, каждый из которых нес 23–136 кг (50–300 фунтов) золотой пыли. Муса давал золото бедным, встречающихся на пути. Муса не только был в городах, которые он проезжал по пути в Мекку, включая Каир и Медину. Обменивали золото на сувениры в небольших населённых пунктах. Говорили, что каждую пятницу он строил новую мечеть.

Путешествие Мусы было задокументировано несколькими очевидцами, идущими вместе с ним.  Их отзывы описывают восторг от богатств правителя и роскошной процессии. Записи существуют в различных источниках, включая рукописи, книги, устные рассказы и истории. Муса, как известно, посетил мамлюков, султана Египта, Аль-Насир Мухаммеда, в июле 1324. Из-за больших пожертвований и огромных расходов, правителя Мали, золото обесценилось на территории Египта, примерно на 10 лет. Классический пример, того как появляется инфляция от избытка денежных средств в экономике. Когда денег становится у всех много, то цена растёт, а сами денежные средства дешевеют.

Карта с указанием основных древних и средневековых государств в Африке
Карта с указанием основных древних и средневековых государств в Африке

 

В Каире, Медине и Мекке внезапный приток золота значительно обесценил металл. Цены на товары и изделия стали сильно завышены. Эта ошибка стала очевидной для Мусы, и, возвращаясь из Мекки, взял в долг всё золото, которое мог взять с собой, у кредиторов в Каире, под высокий процент. Тем самым повысив спрос за счёт уменьшения предложений, так как сам владел большими объёмами. Это интересный случай в истории, когда один человек контролировал цены на золото в Африке и на Ближнем Востоке.

Как вам этот пример? Ни о чём не говорит? Сейчас всё тоже самое делают небольшие группы лиц, владеющие транснациональными корпорациями. И именно у них нужно спрашивать, как появляются кризисы, великие депрессии, инфляции и другие экономические бедствия. Так как всего двумя способами, можно регулировать инфляцию и ценность денежных средств, или тратя их в больших объёмах, или наоборот изымая денежные средства из жизни людей, тем самым делая товары и услуги, дорогими.

 

Вспоминается Велика Депрессия в США, когда доллары не печатали и их объём, в экономике был мал и распределён по карманам очень богатых людей. Что продолжалось вплоть до начала второй мировой воны. Под предлогом военных действий, США запустил печатный станок и начал вливать деньги, на нужные и не очень нужные, заказы для военных и обслуживающих их отраслей.

Некоторые историки полагают, что хадж был не столько религиозной преданностью, сколько привлечением международного внимания к процветающему государству Мали. Пиар компания, как сказали бы сейчас. Для повышения имиджа и репутации

Другие считают, создание рецессии такого масштаба могло быть целенаправленным. В конце концов, Каир был ведущим рынком золота в то время (где люди покупали большие объёмы золота). Чтобы перенести эти рынки в Тимбукту или Гао, Муса должен был сначала повлиять на золотую экономику Каира. Что мы и наблюдаем из истории похода. Где в начале золото становится на столько много, почти как песка в пустыне. А затем один человек его обратно собирает, и делает цену какой захочет.

медресе в Санкор
медресе в Санкор

 

Муса сделал основной упор на демонстрации богатства своей нации. Его цель состояла в том, чтобы создать эмоции, о себе и о государстве Мали, говорили, как о сказке. Щедрый правитель, преуспел в этом, настолько, что Мали отметили на каталонском Атласе 1375 года с изображением Мусы. Также приминает известных людей, например, путешественника по мусульманскому миру, Ибн Баттута.

Ибн Баттута  - Абу ‘Абдуллах Муха́ммад ибн ‘Абдулла́х ат-Танджи́, более известен как Ибн Батту́та (Бербер. ⵎⵉⵙ ⵏ ⵡⵓⴱⵟⵟⵓⵟ; араб. ابن بطوطة‎; 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Марракеш) — берберский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Томбукту до Китая. Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женился на дочери старого султана. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

 

Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 году под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 году на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».

Получилось так что Манса Муса всех знал и его все знают. Стал определённого рода авторитетом в своё время, в своём месте.

«От далеких уголков Средиземного моря до реки Инд, верные шли к городу Мекке. У всех была одна и та же цель - поклоняться в самой священной святыне ислама - Каабе в Мекке. Один из таких путешественник был Манса Муса, султан из Мали, что в Западной Африке. Манса Муса тщательно подготовился к долгому путешествию, которое он и его помощники предприняли. Султан был полон решимости двигаться, не только ради собственного религиозного исполнения, но и для набора учителей и лидеров, чтобы люди его царства, могли больше узнать о учениях Пророка.» - Махмуд Кати, Хроника Искателя

Что такое Хадж, или зачем мусульмане совершают паломничество в Мекку

 Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя миллионы верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети. Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам называется Хадж. Так что же такое Хадж? И зачем мусульманине совершают его? Хадж рассматривается как пятый и последний из основных столпов ислама. Хадж представляет собой форму поклонения Единому Богу (по-арабски Единый Бог — Аллах), где участвует тело, разум и дух мусульманина, все его существо. Во время паломничества он отказывается от обычного своего течения дел, жизни, отстраняется от благ цивилизации и под палящим солнцем совершает обход вокруг священного камня Каабы в центре Мечети аль-Харам.

Мечеть в Тимбукту
Мечеть в Тимбукту

 

Кроме того, паломничество на святую землю является проявлением любви к Аллаху. Хадж совершается в в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря (месяц зу-ль-хиджжа) и длится несколько дней. Само паломничество приурочено к трем знаменательным событиям в истории ислама — прощение и воссоединение Адама и Евы после их изгнания из Рая, готовность Авраама (Ибрахима) принести в жертву своего сына Исмаила ради Бога и жизнь Пророка Муххамеда как пример смирения и покорности Господу Богу. Хадж должен совершить хотя бы раз в жизни каждый верующий мусульманин, конечно, в силу своих возможностей. После чего совершивший Хадж получает почетный титул хаджи и право носить зеленую чалму. Кто не в состоянии самостоятельно совершить Хадж, может отправить за себя другого человека, оплатив ему все расходы на совершение Хаджа.

 

Единственным условием такого паломничества — человек, совершающий за кого-то Хадж, уже совершал его ранее. Обряды Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном подчинении и посвящении себя Богу. На протяжении всего паломничества верующие молятся, направляя свои мысли к Всевышнему. Один из интересных обрядов паломничества — кидание семи камней, подобранных в Муздалифе, в долине Мина, в последний из трех столбов, символизирующих Сатану. По преданию Сатана преграждал путь Аврааму (Ибрахиму), когда он направлялся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из своей жизни. В завершение паломничества в долину Мина начинается Курбан-Байрам, жертвоприношение. Также паломники посещают святые исторические места, связанные с жизнью Пророка Муххамеда — Гору Света (Джабаль ан-Нур), в пещере которой было ниспослано первое откровение Корана, город Медину, посещая там могилу Пророка и Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби).

Все паломники в Мекке считаются «гостями Аллаха». Собираясь в Мекке вместе, облаченные в одинаковые одежды ихрам мусульмане всех национальностей и рас ощущают свое единство и братство. Съезжаясь вместе, паломники проявляют друг к другу чувство дружбы и мира, проявляют друг к другу заботу и внимание, проявляют сострадание к окружающим людям.

Мечеть Джингюребер
Мечеть Джингюребер

 

Вся церемония хаджа динамичная, в движении с мыслями о Боге и с готовностью самопожертвования. Именно так и должен жить правоверный мусульманин — с любовью к окружающим его людям, независимо от расы и национальности, и к Богу, динамично и с готовностью самопожертвования. Перенося все тяготы и лишения во время паломничества, мусульмане совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Все паломничество верующие молятся и обращают свой взор к Богу.

Если мусульмане всем своим сердцем молились и посвящали свое пребывание на святой земле Богу, то домой они возвращаются совсем другими людьми, с просветленными лицами и сердцем.

 

Немного цифр

В 2016 году хадж совершили 1,8 млн человек из них россиян было 15,5 тысяч. Согласно данным статистического ведомства КСА, 55% паломников были мужчинами, 45% — женщинами. Паломничество в Мекку дело недешевое. Так, в 2017 году эконом вариант хадж-тура обходился в среднем за $2,6 тысячи при прямом перелете из Северного Кавказа, и около $3-3,6 тысячи для лиц, следовавших из Москвы. За вип-туры паломник должен был отдать порядка $6 тысяч. Для жителей Северного Кавказа существуют также комбинированные бюджетные маршруты (автобус + самолет), которые в 2017 году стоили $1950.

Вернёмся к Манса Муса, возможно самому богатому человеку в истории

Во время обратного пути из Мекки в 1325 году Муса услышал новость о том, что его армия вернула Гао . Сагмандия, один из его генералов, руководил операцией. Город Гао был в империи еще до правления Сакуры и был важным торговым центром, хотя и часто там были мятежи. Муса посетил город, объехал его, затем взял в качестве заложников двух сыновей царя Гао, Али Колона и Сулеймана Нар. Он вернулся в Ниани с двумя мальчиками, а затем обучил их при дворе. Когда Манса Муса вернулся, он привел много ученых и архитекторов.

Муса начал крупную программу строительства, возводя мечети и медресе в Тимбукту и Гао. Наиболее примечательно, что древний центр изучения медресе Санкор (или Университет Санкор) был построен во время его правления.

Хадж Манса Мусы
Хадж Манса Мусы

 

 В Ниани, Муса построил Зал Аудитории, здание, связанное внутренней дверью с королевским дворцом. Это был «замечательный памятник», увенчанный куполом и украшенный арабесками ярких цветов. Деревянные оконные рамы верхнего этажа были покрыты серебряной фольгой; нижнего этажа золотом. Как и Большая Мечеть, современное и грандиозное сооружение в Тимбукту, Зал был построен из граненого камня.

В этот период в крупных центрах Мали был сильно развит уровень городской жизни. Серджио Домиан, итальянский ученый в области искусства и архитектуры, писал об этом периоде: «Так была заложена основа городской цивилизации. На пике своего могущества Мали было 400 городов, а дельта Нигера была густонаселённой территорией.»

Манса Муса посещал города Тимбукту и Гао на пути в Мекку, и сделал их частью своей империи, когда он вернулся в 1325. Он привел с собой архитекторов из испанской Андалусии, и из Каира, чтобы построить большой дворец в Тимбукту и Джингереберскую соборную мечеть — в Томбукту (Мали) известный центр изучения ислама, построен в 1327 году, и стоит до сих пор.

 

Тимбукту вскоре стал центром торговли, культуры и последователей ислама; рынки наполняли купцы из Хаусаланда, Египта и других африканских королевств, университет был основан в городе (а также в городах Дженне и Сегу ). Религия ислам распространился через торговлю и университеты, делая Тимбукту столицей исламских учёных. Новости о богатствах и процветании прославляли Мали далеко за пределами Африки и Ближнего Востока. Сюда устремлялись даже путешественники и купцы Средиземноморья. Купцы из Венеции, Гранады, Генуи и других мест часто отправлялись в Мали за промышленными товарами и золотом.

Кстати, Хаусаланд, иногда называемый королевствами хауса, представлял собой группу небольших независимых городов-государств в северной части центральной, Африки располагавшиеся между рекой Нигер и озером Чад, процветающие с 15 по 18 века н.э. Происхождение хауса неизвестно, но одна гипотеза говорит, что они были группой коренных народов, объединенных общим языком хауса, в то время как другая теория объясняет их происхождение, результатом миграции народов с юга Сахары. Города процветали благодаря местной и международной торговле, таких товаров, как соль, драгоценные металлы, изделия из кожи и даже продажей рабов. Ислам, был принят многими правителями и элитой городов-государств Хаусаланда в 14-м и 15-м веках нашей эры. Исламская религия стала одной из причин потери независимости этими местами, когда лидер мусульманских фулани Усман дан Фодио (ок. 1803-1815 н.э.) объявил священную войну и завоевал весь регион в начале 19 века н.э.  

Университет Санкора в Тимбукту получил большой авторитет и влияние при правлении Мусов, где работали правоведы, астрономы и математики. Университет стал центром образования и культуры, привлекая мусульманских ученых из разных стран Африки и Ближнего Востока в Тимбукту.

В 1330 году королевство Моси вторглись и захватили город Тимбукту. Гао захватил генерал Мусов, и Муса быстро восстановил Тимбукт, построив вал и каменную крепость, организовав регулярную армию, чтобы защитить город от будущих нападений.

Королевства Моси (иногда ошибочно называемые «Империей Моси») — три сильных государства, существовавших на территории современной Буркина-Фасо. Все они имели сходные обычаи и форму государственного устройства, однако управлялись независимо друг от друга. Королевства участвовали в локальных конфликтах между собой либо объединялись перед лицом мусульманской агрессии с севера (с территории Мали).

Империя Мали во время смерти Мансы Мусы
Империя Мали во время смерти Мансы Мусы

 

В то время как дворец Мусы был разрушен, университет и мечеть до сих пор стоят в Тимбукту.

К концу царствования Манса Мусы, медресе Санкоре был преобразован в университет с крупнейшей коллекцией книг в Африке сравнимой с Александрийской библиотекой, примерно 1 миллион рукописей. Санкор имел жилой фонд на 25000 студентов.

Дата смерти Манса Мусу является широко обсуждаемой среди современных историков и арабских ученых, изучающих историю Мали. По сравнению с царствованием его преемников, сын Манса Маган (правивший с 1337 до 1341) и старшего брата Манс Сулейман (правивший с 1341 до 1360), Муса правил 25 лет и умер, примерно в 1337 году. Другие записи говорят что Musa отрёкса от престола в пользу сына Магана, и вскоре умер после этого, сразу как вернулся из Мекки в 1325. Согласно отчету по Ибн-Халдун, Манса Муса был жив, когда город Тлемсен в Алжире, завоевали в 1337 году, когда он послал своего представителя в Алжир, для поздравления завоевателей с победой.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 году. Паломничество царя укрепило политико-экономические связи Мали с его восточными соседями, что послужило активному притоку арабских купцов и мыслителей в Западный Судан.

Возглавляемое им государство располагалось на территории современных государств Мали, Гвинея, Сенегал, Нигер, Мавритания. Основной транспортной артерией данной местности является река Нигер; главные плодородные районы располагаются в её внутренней дельте. По записям арабского путешественника того времени Ибн Баттуты, посетившего государство Мали в 1352 году (во время правления мансы Сулеймана, который приходился Мусе братом и правил в течение 24 лет после кратковременного периода правления сына Мусы), экономика Мали базировалась на торговле со странами Северной Африки по транссахарским караванным путям, прежде всего минеральным сырьем — солью и золотом. Также через пустыню купцы везли из Мали слоновую кость, шкуры носорогов и других африканских животных.

Кавалерия Моси специализировалась как в набегах на территорию Мали и Сонгая, так и в защите собственных земель
Кавалерия Моси специализировалась как в набегах на территорию Мали и Сонгая, так и в защите собственных земель

 

Примечательно, что эксперты издания Сelebrity Net Worth, приведя состояние богатейших людей всех времён к условиям 2012 года, оценили состояние Мусы в 400 млрд долларов США. В опубликованном 13 октября 2012 года рейтинге 25 самых состоятельных людей мира он занял 1 место, опередив европейскую династию Ротшильдов и американского предпринимателя Рокфеллера.

Узнайте о самых богатых политиках России

Комментарии к новости
  1. Дядя Федор
    Дядя Федор13 июня 2020 13:08
    Не думаю что уместно будет называть Манса Мусу, самым богатым человеком в истории. Он просто как и любой король обладал неограниченной властью и доступу к казне. Вот и тратил богатства народа по своему усмотрению. Если взять за основу этот принцип, то тогда самый богатый в истории наверное Чингисхан, который в свое время владел половиной всего мира.) 
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

Опрос
Часто вы здесь бываете?

Статистика
ТОП Комментарии
Да,наверное нужно согласиться с автором данной статьи,что ныне выпускаемые визитницы,сделанные довольно примитивно,уже
Алена пишет:
Вот сколько не читаю про евреев, всегда одно и то же. Изгоняют из-за ростовщичества. Недавно прочитала очень интересную
Инвестора и банкир от своей жадности и некомпетентности получили по заслугам.Пожалев денег на хороших экспертов.Не
Жазира Жанакова
Aluna Idrisova пишет:
Безусловно, Сара Харди мастер своего дела. И хорошо, что она не остановилась на восковых фигурах, а пошла дальше делать