Попытка госпереворота в СССР 1982 года
Вообще, история такая штука, что долгое время вообще непонятно как оно было на самом деле, и только по прошествии десятилетий начинают проясняться реальные факты. Вот и о попытке госпереворота в СССР в 1982 года заговорили совсем недавно.
Суть этого действа лежала в войне МВД против КГБ. Николай Щелоков (в то время Министр внутренних дел) 10 сентября пришел на прием к Леониду Брежневу и начал убеждать его, что глава КГБ Юрий Андропов пытается захватить власть в стране. Брежнев поверил и дал добро на арест Андропова на три дня для «выяснения обстоятельств антипартийного заговора».
И вот представьте себе, что в лучших традициях 1937 года 3 отряда спецназначения выехали к зданию ЦК, к дому Андропова и к зданию КГБ на Лубянке.
Однако, не все пошло так гладко, как планировалось. Один из участников операции оказался завербованным КГБ и передал туда все планы. Госезопасность получила время и возможность противостоять Щелокову.
Даже не верится, что это происходило в 1982 году, но у дома Андропова на Кутузовском проспекте началась перестрелка. КГБшники превосходящими силами одолели сотрудников Щелокова. Хотя и сотрудники милиции не долго сопротивлялись и почти сразу сдались, но один из раненных подполковников позже умер в институте Склифосовского.
И вот, КГБ подавившая бунт за 3 часа предоставило Андропову полный контроль над дряхлеющим генсеком.
Когда спустя пару месяцев Брежнев умер, Андропов и его люди получили непосредственную власть. Щелоков был вскоре уволен, его первый зам Ю. Чурбанов — осужден по «узбекскому делу». На этом для Щелокова все не закончилось и его лишили звания генерала, исключили из КПСС и лишили остальных званий. Неизвестно что стало последней точкой, но 13 декабря 1984 г., Щелоков застрелился из охотничьего ружья.
Вся эта история всплыла из уст журналиста Евгения Додолева, а ему в свою очередь рассказал об этом писатель Юлиан Семенов. Именно Семенов лично беседовал с Игорем Юрьевичем Андроповым. В этих рассказах называется даже такая версия, что причиной самоубийства Щелокова являются чекисты, которые угрожали ему судилищем над семьей и полной конфискацией всего имущества у родственников.
Правда, если много сомнительных моментов в рассказах.
Во-первых, если Андропов убедил позже в своей невиновности генсека, то почему не был после провала арестован Щелоков, а если не убедил, то как Брежнев позволил осужденному им же на арест Андропову разгуливать на свободе? Во-вторых, детали этой истории в разных изложениях разнятся. Так, в публикации «Комсомольской правды» (13.09.12) Додолев писал, что КГБ узнал все не благодаря предательству одного из людей Щелокова, а «спалив» их рядом с домом Андропова еще накануне (хотя и предательство здесь фигурирует). Кроме того, в этой версии спецназовцы МВД не оказали никакого сопротивления.
Помимо этих и прочих вопросов, кроме рассказов Семенова и Додолева нет никаких свидетельств в пользу достоверности их сведений о заговоре 10 июля 1982 г. Да и сам Семенов рассказать об этом без посредников уже не может, а написать не успел, что лишь углубляет сомнения в том, что Додолев рассказывает выдуманную историю — ведь мертвый, на которого он ссылается, уже не может его опровергнуть.
Да, конечно, на Щелокова в любом случае компромата у КГБ было валом. Он был замешан во многих коррупционных делах, пока его покрывал Брежнев. И после смерти Генсека по любому Андропов хотел бы устранить конкурента. Только вот действительно ли таким образом?
Кроме того, при Щелокове МВД стало более, чем когда-либо раньше, сборищем оборотней в погонах. Несколько таких «оборотней», будучи пьяными, убили майора КГБ Афанасьева из-за продуктов, которые были при нем, прямо в московском метро в 1980 г. Инициированное КГБ расследование выявило еще множество нарушений и злоупотреблений, ставших в милиции при Щелокове систематическими. Если бы экс-министр не застрелился, то был бы осужден на полностью законных основаниях.